Глава 4. Снимаем розовые очки

equesto_21.jpg

Это глава-предупреждение. Глава, снимающая розовые очки. Глава, позволяющее трезво взглянуть на ситуацию.

Алтай в рекламе подается как некое райское место. Сильные стороны выпячивают, слабые замалчивают. Разберем ожидания/реальность и расскажу о нашем опыте. 

Что ж, приступим.

Начнем с «комфортного проживания»

Господа, тут главное не обольщаться. Некоторые 5-звёздочные отели на Алтае, это максимум как 3 звезды в Германии. Номер «стандарт» в горах может сильно отличаться от городского аналога, к которому вы привыкли. Чем дальше в горы, тем дела с комфортном обстоят хуже. 
«Люкс» в Акташе, может выглядеть как слабенький «Стандарт». А номер «эконом» – вообще как хостел. А может и не быть никаких номеров – вот вам юрта на 8 мест.

5069f83b-2531-41de-aa6a-9fa2c2fe0f40 - Edited.jpg

Многим туристам хочется попробовать пожить в юрте

Ну а цены-то – ничуть не меньше.

Туалет на улице для Алтая в порядке вещей. Полотенце в комплекте постельного белья полагается далеко не везде. Номера с душем и туалетом в номере – дефицит. Юрты, дощатые домики – это норма. В нижнем Алтае – лучше. В горах – вплоть до палаток.


3e5750f9-f8d2-4d5e-bcb3-53911ebe300e.jpg

Убранство турбазы-кемпинга

В горах хороших гостиниц с нужными номерами просто нет. Есть хорошие турбазы в нижнем Алтае, но вместимость их небольшая и расписано все на месяцы вперед. Цены совсем не провинциальные)

DSC01481.JPG

Заселение на ночевку

Наш опыт. Наши туристы в основном из европейской части России или иностранцы, поэтому стараемся использовать в туре номера с удобствами. Таких номеров мало, особенно в горных гостиницах. Гостиницы, в основном, небольшие, на 10-20 мест и только 1-2 номера с удобствами. Приходится бронировать очень заранее.
Есть тут и элемент непредсказуемости для туриста – на момент бронирования тура нельзя а 100% сказать, где именно он будет жить. В онлайне наличие мест по Алтаю почти не посмотреть, а мы бронируем гостиницы только после заказа тура. Такая вот авантюра).
Не все конечно так плохо, но при выезде в горы надо быть готовым  и к спартанским условиям, например как на фото ниже – двухместный номер с удобствами.

a4baa234-9c7a-4270-b759-06fd70238562.jpg

Такие номера именуют "стандартом"

Дороги

У нас одна хорошая дорога – Чуйский тракт. Остальные – сильно хуже, а шаг в сторону и всё, кончился асфальт. Гравийные разной степени убитости, грунтовые, разбитые асфальтовые, с острыми камнями, перевалы, броды. Большинство самых красивых мест доступны на автотранспорте, но не без труда.
eb89b3e9-6095-4cd2-be8a-cd5975256aa8.jpg

Перевал Кату-Ярык – один из самых сложных и опасных

Если едете по навигатору, то лучше переспросите у местных, не редки случаи, когда навигатор ведет по «короткому» пути по дороге, которой нет. Или русло реки – это и есть дорога)).

341315bb-c17b-46ad-ac4d-160eed76c912.jpg

Тут не видно, но это и правда кусок дороги :-)

Наш опыт. Машины ломаются. Любые. Новые. Старые. Рвутся колеса на острых камнях, гнутся диски от внезапных ям, перегреваются двигатели на перевалах, трескаются кузова от вибраций, от плохого топлива постоянно что-то засоряется. Износ транспорта на Алтае повышенный, цены на аренду транспорта удивляют даже москвичей. Нам всегда приходится держать подменные машины наготове, продумывать запасные варианты, прокачивать сеть «агентов» помощи, которые принесутся с запчастями в случае чего.

2018-01-05 11-06-28.JPG

Чуйский тракт в январе

Питание

У нас нет сетевых пиццерий, столовых или макдональдсов, лишь в столице есть сетевая кофейня Трэвелерс, да блинные. Кафе представлены частниками, на всю Республику есть несколько ресторанов.

Как только поехали в горы – питание в кафешках типа «придорожных» или перекусы в стиле «пикник». В целом все недорого, 200-500 рублей за обед. Кухня преимущественно мясная и жирная. Вегетаринцам непросто, мало кто умеет тут готовить специальные блюда.

71bfae90-70b6-408f-aab2-21cdd4e16277.jpg

Кафе с национальной кухней

Наш опыт. За прошедшее лето мы закупили примерно 15000 разных обедов и ужинов в десятках кафе.
Что можно сказать. Качество нестабильное, даже у проверенных. Имеет склонность ухудшаться со временем. Бывает, что через год вкусное кафе не узнать – становится невкусно, порции уменьшаются, цены повышаются. Конкуренция низкая, поэтому такие могут существовать годами. 
745c3d41-7014-489e-ae3a-2c58fec3399f.jpg

Таким может быть обед из первого и второго в придорожной столовой

А вегетерианцы просто не берут мясо.

Антирекомендации

1. ГЛК «Манжерок» зимой


62e7a0c7-5b8f-4ff7-b309-f4ca377afe86.jpg

Вид от самой высокой точки, с которой можно кататься

Все хорошо, подготовленные трассы, только полноценно кататься негде и подойдет только новичкам. В рекламе у них говорится про горнолыжные трассы и высокую гору, но это реклама будущего. Фактически трассы две: одна учебная и одна от промежуточной станции. Многие едут как на полноценный горнолыжный курорт и потом плюются, а он пока только развивается.

2. Водопад Бельтиртуюк


71f5b000-1322-4d3d-af62-b9f2d9abbe79.jpg

Очень плохая дорога. Люди едут, скребутся днищем, недолго смотрят на водопад и едут назад. На мой взгляд специально ехать не стоит.

3. С проблемным здоровьем


zh6CiHICkno.jpg

К примеру, вот популярное у туристов село Барангол, не глухое, прям на Чуйском траке. "Скорой помощи" ехать сюда 52 километра.

Если есть вероятность, что вам экстренно может понадобится медицинская помощь, то лучше на Алтай не ехать. Расстояния огромные, "скорая" может ехать несколько часов, уровень медицины в целом слабый, всё с этим очень грустно, начиная от наличия лекарств и медицинского оборудования, до квалификации врачей.

4. Алтайский мёд


c28c44f8-430e-4a82-a6d8-9645527d0209.jpg

Алтайский мед – супер. Но берите в проверенных местах. Тут два момента:
1. мед может быть не из Горного Алтая, а привезенный (вдруг вам это важно, да и цена-то как за горный мёд). 
2. В мёде могут быть добавки. Например, мука или крахмал.


5. Придорожный «хариус»


Мне не хочется всех под одну гребенку, но с очень высокой вероятностью это будет не хариус. Ловля хариуса сложна и очень ограничена законами, его всё меньше и меньше на Алтае, искусственное разведение долгое и нерентабельное. Что за рыба продается у дороги – можно только гадать (у нас даже было несколько случаев, когда туристы в группе покупали и после нее им было плохо). Хариус водится только в чистой воде, на вкус божественен. Вот он:

b0d72799-31c9-43e3-955c-cf3e55b07591.jpg

Прочитав эту главу, вы можете испугаться

ad45379e-7d3e-47f4-b66b-9d50e19df920.jpg

Не стоит.
На самом деле всё не так плохо. Просто надо быть готовым к «алтайскому сервису» и даже воспринимать его простоту и ненавязчивость как "фишку". Люди, приехавшие на Алтай, кайфуют по полной. Ведь комфорт и хорошие дороги можно и у себя в городе посмотреть. А тут все компенсируется другими вещами. И все эти недостатки –  продолжение достоинств дикого и неиспорченного цивилизацией Алтая. Моя задача – дать вам полную картину, а не только «вау-вау», поэтому рассказываю как есть.


357afb53-6c3e-4b80-ba78-336df8db76a1.png


Когда-то мы писали «продающие» тексты для туров, подкрепляли классными фоточками, показывали тур и Алтай с лучшей стороны, гарантировали, что все будет без проблем. Казалось, что главное продать, а дальше разберемся. 

Продажи шли в гору. Мы расли так быстро, что едва переваривали столько туристов.

Но вылез жирный минус «продающего» подхода — у клиентов появлялись завышенные ожидания от туров.
Алтайская диковатость, неразвитая инфраструктура, средненькие гостиницы, хромающий сервис — расстраивают. Особенно если настроился на идеальный отдых "из рекламы".

Плохо от этого всем — мы получаем негатив, даже отработав на все 100%. Клиент получает услугу хуже, чем ожидал, даже если все прошло нормально.

Но ведь все эти погодно-инфраструктурные недостатки Алтая  это обратная сторона его достоинств. И использовать их нужно по назначению  не для идеального отдыха "все включено», а для классных приключений.


Поэтому со временем мы сместили фокус с «гарантий отсутствия проблем", на «гарантии решения проблем». Все, что возникает, мы так или иначе решаем, в этом мы уже поднаторели за эти годы. На случай непогоды готовы запасные варианты, сломанные автомобили заменяем, ставим уколы от клещей, подвозим новых гидов, взамен заболевших и т.п. 

Подход к обслуживанию и разработке туров пришлось менять кардинально.

Алексей Кирьянов,
гендир Эквесто (FB)


Содержание раздела


Глава 1. Зачем вообще ехать на Алтай и в чем его изюминка

Глава 2. Времена года, какое лучше и для чего

Глава 3. Как удобнее добираться до Алтая (и цены на билеты)

Глава 4. Снимаем розовые очки. Противоядие против рекламного "всё хорошо"

Глава 5. Чем заняться на Алтае

Глава 6. Алтайские турбазы, гостиницы и кемпинги

Глава 7. Походы с палатками

Глава 8. Древний Алтай и история

Глава 9. Ответы на важные вопросы

Глава 10. Алтайские цены

Глава 11. Инструкция по выбору туров по Алтаю

Глава 12. Алтайские товары. Не дайте себя обмануть

Глава 13. Что говорят после возвращения с Алтая

Глава 14. Самостоятельные путешествия по Алтаю с примерами

Глава 15. Как делаются туры

Глава 16. Велотуры по Алтаю

Глава 17. Лучшие предложения на Алтае

Глава 18. Места силы и шаманизм

Глава 19. Особенности проката автомобилей

Бесплатная рассылка "Секреты отдыха на Алтае"

9 - Edited (2).pngЕсли вы собираетесь на Алтай, то скорее всего начали по крупицам собирать информацию по интернету: как, что, где, сколько стоит, маршруты, брони, достопримечательности, туры. И это большой труд и затраты времени.

Наша рассылка — это 20 писем плотной структурированной информации, ссылки на проверенные места и ресурсы, ответы на вопросы.

Сейчас мы готовим новый формат, в котором попробуем рассказать об отдыхе на Алтае на собственном опыте. Подписывайтесь!

Контакты