Даже если вы последний раз катались на велосипеде в детстве, то сейчас это перестало быть проблемой. Расскажу о преимуществах и недостатках, о новых тенденциях, и дам обзор самих велотуров.
Почему велотуры?
Велотуризм недооценен. Многие думают, что он подходит только спортсменам. Но на самом деле это не так и сейчас уже есть туры, где может спокойно ехать самый неподготовленный человек. Но зато впечатления от путешествия на велосипеде — одни из самых мощных.
- Во-первых, полный контакт. Ветер дует в лицо, дождь поливает, запахи, солнце, скалы. Такого нет в автотурах. Тут прям все органы чувств задействованы.
- Во-вторых, комфортная скорость для осмотра. На машине проносишься, а тут всё вот оно, как на ладони, видно все детали, можно подъехать ближе, остановиться. Я многие места проезжал и на машине и на велосипеде — разница большая.
- В-третьих, в велотуре получаете впечатления не только от Алтая. Но и от себя. От своего тела, своей попы. Закрутить в перевал на велосипеде — мощное впечатление. И дело не в перевале, а в том, что вы крутите педали, ноги устают, тело потеет, ветер его обдувает. Ох, кто пробовал, знает о чем я говорю и насколько эмоции от своего тела сильны.
- В-четвертых, дух преодоления. Сказать «Я это сделал, я проехал, я заехал» — дорогого стоит. И неважно что для спортсмена это было бы легко. Каждому тут по способностям.
Преимущества и недостатки
Сезон велотуров по Чуйскому тракту — с апреля до ноября. В апреле бывает и вот так на перевалах(это выезд с турбазы на Семинском перевале).
Велотуры — сбалансированны. Они быстрее чем пешие ( которые слишком медленные и скучновато от этого), но медленнее и прочувственнее, чем автомобильные. Из-за обдувания ветром не так жарко. Из-за скорости есть чувство движения (опять же по сравнению с пешими). На велосипеде — комфортный человеку режим передвижения.
Но и недостатки отсюда же — если плохая погода, то на автомобиле комфортнее. Ну и все-таки физическая нагрузка есть.
Различия велотуров
- Проживание. Велотуры с проживанием в палатках или в гостиницах. Разница по ощущениям большая, потому что после велосипеда хорошо бы отдохнуть.
- Есть машина, которая везет вещи. Или без нее. Если нет, то сколько тащим на себе. Машина сопровождения особенно нужна в турах с полной загрузкой и палатками.
- Уровень физической нагрузки. Как тяжело проехать велотур. Бывают очень тяжелые.
- Уровень технической сложности. Насколько хорошо нужно уметь кататься на велосипеде. Бывают сложные тропы с рулением и балансом.
Самые сложные велотуры — технически и физически тяжелые по горам и тропам, с проживанием в палатках, без машины сопровождения (всё снаряжение тащим на себе).
Обзор туров (и турфирм). Распределю по уровню сложности для новичка
1. Самый сложный настоящий велопоход
Алтайскими тропами (Алтай-Тур, 25 000 рублей).
Это тру-велопоход. Полная экипировка и груженый велосипед. По горам, по диким местам.С собой везете полное обмундирование: свои личные вещи, продукты, палатки и снаряжение для ночлега.
Я сам ездил этот маршрут налегке и, честно говоря, не представляю как там тяжело с грузом, потому что несколько полуотвесных гор вдоль Катуни велосипед тащил на себе (вот тут можно оценить крутизну подъемов).
Сюда новичкам я бы не рекомендовал, разве что если вы любите чтобы был прям ух, хардкор)
2. Походы с машиной сопровождения
Уровень сложности разный, но ближе к среднему и высокому. Проживание в палатках, иногда в домиках. Обычно хороший набор высоты на маршруте и технически непростые.
У всех организаторов таких маршрутов примерно одна схема работы: вы приходите на маршрут со своим велосипедом и палаткой-снаряжением, а организатор предоставляет машину сопровождения, гида и полевую кухню. Туры, в целом, бюджетные, едете почти налегке, с заплечным рюкзаком. Палатки и спальники везут в машине от ночевки к ночевке.
Немного знаком тольк с одним организатором и его гидами — Иваном из altayrussia.com. Человек невероятной энергетики, туры у него прям веселые и активные, знакомые были — в восторге. В основном конечно ездят люди из Сибири, те, у кого есть личный велосипед (потому что везти велосипед издалека дороговато).
Вот, к примеру, тур на 4 дня, стоит 6 900 рублей . Маршрут непростой, перепад высот большой, без подготовки будет тяжко (мы проверяли). Но зато красивый и легендарный.
Тюнгурская тропа — с большой историей
Аналогичные туры делают Алтай Маршрут, Ютур (всё одинаково), например, тур на 7 дней стоит 11 900 (аналог от Ютур). Еще есть Рева, но у них пока только короткие маршруты открыты на запись.
3. Велотуры с личными вещами на багажнике и проживанием на турбазах
Уровень подготовки — новичковый. Личные вещи едут на велосипеде в специальной сумке.
Тут я знаю только Велотуро. Могу часами рассказывать, так как изначально проект делали мы и три года водили велотуры. Тур разрабатывался специально для новичков, для тех людей, которые не занимаются велоспортом и лишь умеют кататься, но не катаются регулярно. Кто в него только не ездил — и тетеньки и дедушки, люди садились впервые на велосипед спустя 10-20 лет (первый день обучающий).
Тур проходит по самой красивой дороге России — Чуйскому тракту. По асфальту. Велосипеды специальные, асфальтово-туристические.
Дорожные накатистые колеса, удобное седло (не нужны шорты с велопамперсом), удобная посадка, крылья, подседельный штырь с амортизатором. Но большой диапазон передач для езды по горам.
Преимущества тура — можно каждый день помыться на турбазе (в велотуре это важно, так как употеваешь), не надо с собой везти туристическое снаряжение, всё выдают. Из минусов — ограниченная география, только Чуйский тракт, в остальные уже надо маунтинбайк и другой уровень подготовки.
4. Самый легкий велотур на электровелосипедах
Тоже версия от Велотуро. Электровелосипед работает так: когда крутите педали, то включается электромотор. По ощущениям, как будто всегда под горку. Заряда хватает на 50 км. Если холодно, то на 30 км, обычно подзаряжают в кафешке или едут как на обычном велосипеде (средний дневной пробег в этих турах — 50 км).
Вот такой вот велотуризм, на любой вкус. С появлением городских велопрокатов, люди стали больше кататься на велосипедах и велотуризм стал набирать популярность. Скоро раскусят насколько это классно и будет (наверное) бум велотуризма как в Европе. Посмотрим)
От автора
Кататься по Алтаю на велосипеде — классно и впечатлительно.
Хоть мы и передали все велотуры новому организатору, но от дальнейшей работы с велосипедами не отказываемся, а наоборот. И в нашем новом проекте они есть. Но уже совсем другие и лишь как один из вариантов сценария в составе тура-гибрида. И это совсем другая история.
3 года плотной работы с велотурами и самостоятельные поездки по Алтаю на велосипеде пока дали такой опыт: после велотуров нет недовольных людей. Да, на туре может быть всякое. Но вот после него — положительные эмоции. Как бы тяжело не было. Какая бы погода не была. После тура, спустя время — классные воспоминания.
И этот опыт нам пригождается при работе над туром, направленным на впечатления, ведь в велотуре как раз и заложены механизмы, по которым самые лучшие впечатления и формируются.