Дополнение 2021 года. Из-за особенностей прокатов (они маленькие, частные и нет сетевых), компании постоянно то закрываются, то открываются. В этой статье мы опишем принцип выбора и основные проблемы, а вот уже сами прокаты смотрите в 2GIS, мы устали обновлять ссылки)).
Как организовывать — в телеграм-канале.
Расскажем про аренду автомобиля на Алтае и путешествия на нем.
Казалось бы, что тут может быть сложного: взял, поездил, сдал. Но на самом деле не всё так просто, от странного автопарка до дорожных ограничений.
Мы, в Эквесто, часто и много арендуем самый разный транспорт под самые разные задачи, так же мы сами принимали участие в одном из автопрокатов. Поэтому многое на личном опыте.
Почему стоит брать машину в прокат?
Как вы уже знаете, Алтай — большой. Больше многих стран. Настолько большой, что радиальными выездами из одного отеля его не особо получится смотреть.
Поэтому лучший вариант — это путешествие со сменой гостиниц. Но общественный транспорт почти отсутствует, убогий и на нем вообще ничего не посмотреть толком. Так что, если не брать туры, то остается или сидеть на турбазе с радиальными вылазками или путешествовать на автомобиле (ну и вертолеты конечно).
Плюсы:
- на компанию из нескольких человек получается дешевле многих туров,
- независимость от чужих программ и возможность построить маршрут как угодно,
- ощущение самостоятельного путешествия, не лучше и не хуже чем в турах, просто по другому и классные впечатления,
- в любой сезон и любые даты, не надо ждать набора группы.
Минусы:
- в итоге, как показывает практика, не особо и дешевле, а чаще и дороже особенно из-за непредвиденных расходов,
- ответственность за машину и решение проблем с ней в случае чего, которые на наших дорогах возникают постоянно,
- самому рулить утомительно, дороги горные, многие из них разбитые, средняя скорость невысокая, по сторонам особо не поглазеешь, водитель многое не видит,
- некому рассказывать и без экскурсовода, вкупе с предыдущим пунктом, сильно страдает познавательная часть, которая на Алтае скрыта от глаз (кроме природы же есть еще много чего), аудиогиды пока жалкие,
- не везде можно проехать, а понимешь что не стоило сюда лезть, когда уже машину сломал). К примеру, ехать в долину Чулшмана на прокатном авто не рекомендовал бы (а некоторые прокатные конторы прямо это запрещают), оторванные бампера и пробитые колеса будут вероятными расходами (если умеете ездить по плохим горным дорогам, то вероятность меньше).
Тут выбор делает каждый сам. Круто и самому и с туром, а лучше приехать несколько раз, чтобы и так и так).
Виды аренды
- Машина без водителя. Классический вариант аренды авто. Берем машину под свою ответственность, сами рулим, заправляем, даже чиним. Самый дешевый, но ответственный, трудозатратный и со скрытыми расходами (ремонты, штрафы, топливо).
- Машина в прокат с водителем. Вариант для тех, кто не имеет прав или не хочет рулить (или не умеет ездить по горным дорогам). Дороже, но проще. К тому же водитель может что-то показать и рассказать. К аренде авто прибавляйте все расходы водителя (еду, проживание) и оплату его работы. Поездку планируете вы, водитель едет куда скажете.
- Частный гид. То же самое, что машина с водителем, но тут уже как индивидуальный тур получается. Отличия на деле существенные, потому что гид спланирует поездку (но вам самим надо будет бронировать и оплачивать гостиницы за себя), будет рассказывать и водить по самым интересным местам, это чем-то похоже на тур от туроператора, только без налогов, персонала и чеков (а значит дешевле). Из нашей практики — на одного человека выходит немного дороже чем групповой тур от туроператора, но дешевле чем индивидуальный тур от туроператора. Хорошо подходит для спокойных экскурсионных маршрутов без экстрима и для таких это один из лучших вариантов по соотношению цена/качество, особенно если на 2-3 человек.
Особенности автопарка
На Алтае нет сетевых прокатных контор — невыгодно из-за короткого активного сезона. Летом машин не хватает, но 8 месяцев в году они простаивают (такой себе бизнес). Поэтому прокатные конторы небольшие и частные. А они считают каждую копейку, не особо публичны, никому ничем не обязаны и сервис со своими особенностями, потому что работают сами собственники (с этим много курьезных случаев). Из страховки только ОСАГО, КАСКО как правило нет. Автопарк возрастной и разношерстный и, как правило, это в основном легковые машины, хотя для Алтая лучше подходят кроссоверы и джипы.
Почему цены на прокат не низкие, хотя машины не первой свежести?
Это обусловленно коротким сезоном и тем, что машины убиваются с космической скоростью — подвеска и колеса как расходники , а на свежих моделях подвески слабые и запчасти в разы дороже. Если закупить новые машины, то они будут окупаться неразумно долго, ломаются чаще проверенных старых, а запчасти дороже, дефицитнее и ремонтировать негде (в Республике Алтай нет ни одного автодилера).
Если машина по ОАЭ будет ездить годами, то тут чуть ли не после каждого проката надо ремонтировать машину. Без шуток — дороги плохие, а городские водителе просто не умеют по таким ездить.
Какие машины лучше брать в прокат
В зависимости от маршрута. Подходит легковой транспорт, но лучше брать кроссоверы или джипы, потому что хорошая дорога одна, а чуть в сторону отъехали и дороги становятся ощутимо хуже. Кроссовер тоже далеко не везде проедет, но хотя бы по гравийным дорогам будет получше (но очень зависит от навыков вождения по разбитым и горным дорогам, которых у большинства нет).
Одна из опасностей алтайских дорог, которая часто ломает автомобили, в том, что они «внезапные». Едешь-едешь по ровной дороге, но вдруг большая и глубокая яма, остановиться не успеваешь и колеса с подвеской ломаются даже у самых крепких машин. Особенно актуально по дороге в сторону Белухи.
Список прокатов
Главная дорога. Прокат с относительно новыми машинами из нашего списка, который базируется в Новосибирске, но Алтай тоже обслуживает. Из плюсов — больше выбор машин и есть машины выше классом. Минусы — цены выше, машины работают на износ и мотаются между городами без останоки, поэтому бывают “ушатанными”. На Алтае мало что в наличии, договаривайтесь заранее. Брали несколько раз машины, еще много раз взять не удалось, так как машин по факту не было(а на сайте стояли в наличии). Ограничение суточного пробега 400* км. Также в отзывах пишут про ограничение по проезду в труднодоступные места.
Прокат Мандаринка(закрылись). Тут мы раньше брали машины (больше 20 раз). Автопарк — легковые бюджетные автомобили. Из плюсов — находятся недалеко от аэропорта, есть свое СТО, автомойка и химчистка, поэтому машины хоть и в возрасте, но вылизанные и налаженные. Из минусов — не на все машин страховка КАСКО. Ограничение суточного пробега 400 км.
Безымянный прокат. Нормальные автомобили, пользовались один раз. Цены на сайте указаны меньше реальных, к примеру на праздники цена будет выше максимально указанной.
Еще один. Тут ни разу не брали, они не работают с юрлицами. Поэтому оцениваю только по сайту. Машины средней свежести, есть кроссоверы. Из минусов — на боках машин рекламные наклейки. Маленький суточный пробег (250 км), но есть возможность доплатить, чтобы было без ограничения по пробегу.
Маршрут
За основу рекомендовал бы брать автомобильную часть маршрута из #Авантюро (вот ссылка на Яндекс.Карты), как охватывающую по-максимуму более-менее проезжаемые автодороги. А дальше, в зависимости от времени, финансов и транспорта, добавлять в него нужное по вкусу (а скорее убавлять, так как самостоятельно это нужно довольно много времени).
Интересно было бы дополнить статью чужим опытом, присылайте.
*Ограничение суточного пробега у прокатов важно, потому что расстояния на Алтае большие и в день проехать больше суточного пробега — нормально. Поэтому считайте пробег за весь маршрут и делите на количество дней. В среднем автомаршрут по Алтаю — это 2000 км за 7 дней.
Дополнительная информация
От автора
В России довольно высокие цены на прокаты автомобилей. Особенно если учитывать уровень доходов населения (у меня не очень большой опыт аренды авто в других странах, но везде это было и лучше и дешевле). Но во многом это и справедливо. В России дорогие запчасти, плохие дороги, дикая сезонность и…низкая культура потребления.
Да, потребители во многом сами виноваты в высоких ценах на аренду своим отношением к прокатному имуществу. Как говорят в народе «лучшая машина — это прокатная машина» (радостно наваливая 200 км/ч по разбитой дороге, ведь заплатил же!). Автовладельцы крайне трепетно относятся к своему автомобилю, но всё меняется когда машина не своя. Поэтому арендные машины откровенно убивают, воруют из них, в случае аварии скрываются. Не такой ужас конечно, как с машинами каршеринга, но близко. А это всё закладывается в стоимость аренды и поведение хулиганов приходится оплачивать нормальным людям. И, зная рентабельность этого бизнеса изнутри, могу с уверенностью сказать — на Алтае прокат дешевый и должен стоит раза в 2 дороже из-за невероятно ускоренного износа транспорта.