Что принес прошедший сезон — Эквесто | Максимально полные впечатления от Алтая Что принес прошедший сезон — Эквесто | Максимально полные впечатления от Алтая

Что принес прошедший сезон

Содержание статьи:
  1. Новости
  2. Неопределенность
  3. Отрицательный рост
  4. Закрытие региона
  5. Оборудование и снаряжение
Короткой строкой о том, как прошел на Алтае туристический сезон.

Новости

«Алтайский Марс» в конце августа. В июле тут было вообще не протолкнуться. 

Главная новость одна, и она для кого-то хорошая, для кого-то плохая – границы закрыли, авиакомпании в разы снизили цены на билеты и на Алтай хлынули толпы туристов. Массовый туризм вредит Алтаю (да, не только ему) и в этом году, увы, навредил (мусор, нарушение экологического баланса, перегруженность инфраструктуры и персонала, раздражение местного населения). У меня много фоток с горами мусора, но они откровенно неприятные.

Очень много людей, которые буквально заслоняли красоты. Даже в удаленных местах.

Перегруженность вела к плохому обслуживанию (персонал устал и озлоблен), вела к авариям (ведь обслуживать транспорт и снаряжение некогда, гиды устают, всё работает нон-стоп). В 2015 году была похожая история с наплывом людей (тогда было падение рубля и санкции), мы тогда занимались массовым туризмом – прекрасно понимаю, как это всё выглядит изнутри, по какой тонкой грани заставляет ходить такой взрывной рост и насколько неосновательной может становиться подготовка.

Но хорошее в этом что – туристы привезли деньги, местное население заработало. Но какой ценой…

А этот вертолет, как называют в новостях, «совершил жесткую посадку». А на деле – упал на склон. Почему? Возможно, пилоты устают и начинают совершать ошибки, может технику не успевают обслуживать. Мы бронировали этот вертолет на свой «сегмент» сильно заранее, а потом, когда нужны были полеты, уже нельзя было ничего забронировать, потому что «всё забито от рассвета до заката, летаем без остановок»


Еще из хорошего (для потребителя) – начали появляться настоящие массовые туры. Прям большие автобусы, группы ~30-40 человек, цены по 3-4 т.р. за день (без питания и экскурсий), например день едут в одну сторону по Чуйскому тракту, день обратно. 

Вот пример. Но ездят и совсем большие трехосные автобусы


Появились авиаперелеты по Республике Алтай. Теперь, вместо того, чтобы трястись до Усть-Коксы (тем, кто на Мультинские или к Белухе), можно улететь (цена одинакова). Также можно улететь из Кош-Агача, для экономии времени (вообще, теперь о таких актуальных новостях пишу больше в Телеграме).

Неопределенность

Что будет дальше – никто не знает. Мы, к примеру, даже не можем под оплаченные зимние туры отели забронировать). У них-то, казалось бы, что может поменяться, а вот до сих пор не открывают бронирование (даже на Новый год). Так прямо и говорят «а мы что, мы живём одним днём теперь, давайте хотя бы в октябре». Горизонт планирования такой теперь, все ждут вторую волну коронавируса.

Отрицательный рост

Характерный пример из переписки с клиентами

Мы на своем примере узнали, что такое «отрицательный рост». До карантина мы усиленно готовили заезды (брони, предоплаты, закуп снаряжения), а потом их усиленно отменяли, в основном, конечно заезды иностранцев и сборные группы – много работы, которая только убытки приносит, ведь зарплаты и аренды платим, а работаем только чтобы отменять и возвращать. Массовый групповой туризм на Алтае в целом вырос, а вот мы сборные группы  побоялись проводить (я ведь гигиенист-эпидемиолог по образованию, опасался, что незнакомцы друг друга перезаражают). Возможно и зря, практика, вроде, показала, что риск заразиться никого не останавливал и народ в туры набивался по-полной.

Закрытие региона

В целом, даже закрытие Алтая на карантин весной и в начале лета, мало кого остановило, заградительные посты можно было объехать, авиатуристов да, немного отправляли на карантин, а вот поток автотуристов был такой, что мест на турбазах не хватало. Поэтому, поездки сюда были, есть и будут, несмотря на эпидемию и даже «закрытие» региона.

Оборудование и снаряжение

Сейчас уже есть фантастические дроны, которые нам идеально подходят. Это уже настоящая летающая нейросеть. Мы долго стояли в предзаказе, но когда пришла пора его отправлять, то оказалось, что из-за пандемии, дрон не сертифицировали и ввезти его к нам нельзя

Хорошее (нужное или подходящее) оборудование и снаряжение для туров не всегда можно купить в России. Лучшие туристические и технологичные разработки везем из-за границы. Да, многое можно купить в РФ, но далеко не всё. Легкие непромокаемые рюкзаки и костюмы, фантастическое оборудование для кемпинга, продвинутные дроны – это когда-то может и появится в РФ, но хочется уже сейчас. Многое мы не смогли привезти: где-то закрыта граница, где-то цена выросла в несколько раз, где-то задержалась сертификация или производство.



Что почитать:

От автора

4 года назад мы целый год работали со стратегическим агентством.

Почему это потребовалось, ведь тогда бизнес рос?

Уже тогда было понятно, что массовый туризм для Алтая – это путь в никуда в долгосрочной перспективе. Это путь к испорченной репутации, загаженности природы и таким проблемам, которые могут привести к преступлениям – работа с черным налом и вынужденные махинации, недостаточная безопасность (мы видим, что это приводит к травмам и вреду для клиентов, вплоть до смертей). Я понимаю, что сейчас, в моменте, это прям «отказ от денег», но мне такая работа не близка.

К тому же, из-за низкого порога входа на рынок простых туров, это теперь настоящий «алый океан» – ценовые войны и демпинг, зависимость от коньюнктуры рынка, вынужденность «оптимизировать» (недодавая туристам и персоналу). Мы много туров тогда придумали или адаптировали первыми, но из-за их простоты, они копировались. И теперь идут ценовые войны, ведь провести экскурсионный тур может любой, это очень просто. Но, вопреки расхожему мнению, что конкуренция идет на пользу потребителю, качество услуг падает.

И вот по той стратегии мы и работаем. Да, медленно (но, хочется думать, что основательно). И поэтому, мне уже не так интересно писать «просто про Алтай». Ведь такого контента – миллион, про любые достопримечательности и любое «как добраться». А вот про то, как можно хорошо делать туры – мало что есть. А ведь это огромный пласт знаний, которые пригодятся как организаторам (они будут делать туры лучше), так и клиентам (они смогут отличать плохое от хорошего). В целом всем на пользу).

Готовим новый проект для путешественников

Рассказываем о его создании в прямом эфире — в рассылке. Если интересно — подписывайтесь.

хочу в тур