Улаганский тракт — долина Чулышмана
Среди всех направлений — самая горная дорога, проходит по Улаганскому плато. Наивысшая точка 2 080 метров.
Покрытие постоянно меняется с асфальта на гравий, местами множество ям и колдобин, сильно не разгонишься.
По дороге встречается несколько маленьких сёл и райцентр Улаган. В Улагане обязательно снимите наличные, купите продуктов, позвоните домой родным, перепроверьте машину, заправьте полный бак — дальше ничего этого не будет, вообще.
Перевал Кату-Ярык — отдельная история. Заноза для всех водителей.
В долине дорога зубодробительная. Здесь не заблудишься, все дороги сходятся к Телецкому озеру.
Направление по-прежнему очень не развито. Свет чаще от генератора, вода прямо из речек, они чистые.
Хотя в последнее время используют солнечные батареи.
Местами есть интернет.
В прошлом году мы водили сюда туры, но закрыли их — нет гарантий, что все пройдёт гладко.
Карта направления
Интересное в пути
Красные ворота
Узкий извилистый проход между скалами. Красный цвет придаёт киноварь.
Улаганские озёра
Множество озёр на Улаганском плато. Можно выделить два.
Мёртвое озеро. Появилось из-за запруживания Чибитки. Раньше здесь не водилась рыба, отсюда такое название. Теперь тут разводят рыбу. Ртуть в пределах нормы.
Киделю. Любимое место фотографов. Место для фотосессии. Мимо не проедете.Улаганский перевал
Самый высокий перевал Алтая с асфальтовым покрытием. Подъем и спуск затяжные.
Историко-этнографический музей «Пазырык»
Археология, этнография, история. Особый интерес представляет копия древней колесницы из Пазырыкских курганов.
Пазырыкские курганы
Древние захоронения скифского периода. Многие экспонаты отсюда хранятся в Эрмитаже.
Перевал Кату-Ярык
Точнее крутой спуск серпантином. Кошмар водителей. Многие не выдерживают и идут пешком три с половиной километра.
Здесь перегреваются тормоза, подключайте ручник. На каждом повороте есть кармашек — пропускайте машины на подъем, не торопитесь.
Технически сложен, лучше всего на полноприводной машине с высоким клиренсом. На всякий случай внизу дежурит трактор.
Отсюда открывается впечатляющая панорама.
Водопады Кур-куре
Первое место куда стоит сходить после спуска. Высота 30 метров. Садитесь в лодку и на тот берег Чулышмана. Мимо не пройдете, не заблудитесь.
По дороге посмотрите на следующий водопад.
Водопад Кату-Ярык
Со смотровой площадки Кату-Ярык вы видите именно его, прямо напротив. Высота 40 метров.
Прямо под перевалом можно испить его водицы.
Водопад Чул-Оозы
Садится в лодку тут не нужно, сюда ходят по мостику. Тропинка натоптанная. Водопад каскадный и легкодоступный.
Водопад Учар
А вот этот монстр совсем другое дело. Одна тропа сюда чего стоит. Входит в список самых труднодоступных мест России. Самый большой каскадный водопад Алтая и самый шумный.
Это довольно молодой водопад и открыли его тоже недавно.
Входит в земли Алтайского заповедника, взимается рекреационный сбор.
На обратном пути посмотрите на Каменные грибы.
Каменные грибы
Естественные каменные образования со шляпками. Создаются выветриванием и осадками. Этот очень долгий процесс, а самое главное он постоянно повторяется.
Обратно на другой берег.
Курганный могильник Кудырге
Относится к тюркскому и монгольскому периодам. Здесь найдены серебряные и медные кольца, бусы, лошадиная сбруя и т.д.
Ачелманский водопад
Каскадный водопад. Сюда можно добраться как по направлению, так и по Телецкому озеру на катере.
Мыс Кырсай
Здесь люди часто пересаживаются на катер и плывут по озеру дальше.
Но если вы приехали на своей машине, то это место — конец маршрута. Дальше дорог нет. Можно покупаться и позагорать на пляже.
Кому подойдёт? Когда ехать?
Направление подойдет тем, кому не важен комфорт, кто ценит настоящую красоту и аутентичность. Здесь придется много ходить, трястись, подниматься, переправляться. Но это того стоит.
Зимой спускаться с Кату-Ярыка не имеет смысла. Все достопримечательности природные и по естественным причинам закрыты. Вдобавок, это опасно — дорогу может запорошить метелью или сойдёт лавина. Неделями чистят лопатами, а на всю окраину один трактор. Это не шутки, прошедшая зима оставила жителей сёл Коо и Балыкча без связи с внешним миром. Вызывали вертолёт.
Весной во время паводка река Башкаус бывает сносит мосты и сильно затапливает дорогу. Тут нужно спросить у бывалых и действовать по ситуации.
Летом лучше всего или осенью. В это время можно посмотреть всё. Место очень интересное.