- Те, кто живет одним сезоном (для них это скорее как допзароботок и только) – обычно просто прекращают деятельность и занимаются своими делами. Работают в других местах, например.
- Те, кто работает «в долгую», работают всё время над своим туристическим делом. В активный сезон – проводят туры, в несезон – готовятся к активному сезону. Ведь в активный сезон готовиться некогда, это интенсивная пора, требующая мобилизации. Но и во время спада работа тоже интенсивная, просто деятельность другая – подготовка, подготовка, подготовка (туры в несезон на Алтае есть, но с летом не сравнить вообще никак).
Что же с текущим локдауном?
Я уже немного писал про это в ФБ, в целом да, это крайне плохо влияет на нас.- Финансово: мы отменяем туры, теряем доходы.
- Морально: приходится делать неприятную работу по отменам, неопределенность по срокам окончания напрягает тем, что и не готовиться нельзя и готовиться опасно, никто не знает что будет в июле или августе, все замерли в ожидании.
- Трудозатратами: урезание мелких ненужных расходов требует усилий, отвлекает, руки не доходили, а теперь вроде как надо сделать. Отмены по турам всегда труднее делать.
Такая ситуация – это что-то новое на рынке туризма).
Что помогает
Но самое интересное, что когда работаешь циклами по 3-5-10 лет, то это всё воспринимается не так фатально (бесспорно плохо, но не «мы все умрем»).Да, если все это продлится не на один сезон, а на годы, то нашему бизнесу придется впасть в анабиоз или даже вообще закрыться (если, скажем, ситуация растянется на 3-5-10 лет, то у нас просто нет такой финансовой подушки, да и скучно же просто ждать).
И вот сейчас мы всё делаем так, как будто будет самый негативный сценарий: не тратим те деньги, которые вероятно нужно будет вернуть (а вероятность высока и даже самые оптимистичные туристы могут не приехать), не принимаем новых оплат (чтобы не платить с них налоги сейчас и потом не нести издержки на возвраты), поставили на паузу краткосрочную подготовку по заездам (чтобы опять не отменять), где-то сама собой затормозилась поставка новой техники и оборудования – что-то зависло в Китае, что-то так и не появилось у поставщиков.
Но вот то, что нацелено на несколько лет вперед – продолжаем делать. Потому что «долгая» работа у нас основная и на нее не особо влияют сезонные пики и спады.
Так что работаем. Надеемся на лучшее, но подготовились к худшему.
От автора
Я родился в 1983 году. И сколько себя помню – последние лет 30 кризис был перманентным, просто с небольшими передышками (последняя передышка была настолько недолгой, что я ее и не заметил, кажется ее и не было вовсе).
И в каждый кризис, жизнь хоть и менялась, но в целом шла своим чередом. Так и в этот – да, пришлось отменять личные поездки, да, пришлось что-то менять в работе, но в целом – мы как работали, так и работаем – как ходили в школу во время развала СССР, как участвовали в соревнованиях во время дефолта, как работали в 2008 году или 2015-м.
По крайней мере пока.
А что будет дальше, настоящая смерть туризма или откачаемся – посмотрим).
Буду держать вас в курсе).
P.S. Возможно, все мы легко отделаемся, и те, кто прямо сейчас не прекращает набирать туры на май и июнь, окажутся правыми (или юридически подготовились к возвратам). Уверен, в ретроспективе, этот период будет очень интересно изучать.