Так как рассказываем про туризм и отдых, решил рассказать как делаются туры по Алтаю. Про ту внутреннюю сторону, которую никогда не видят туристы.
У нас период активной подготовки, расскажу с пылу с жару. Вот тут рассказываю чем туроператоры занимаются в несезон: 10 дел для межсезонья.
Этап вирутальной подготовки
Начать надо с пояснения. Сам тур, те дни что вы на Алтае — это лишь вершина айсберга в плане подготовки. Вы работаете с гидами, водителями, экскурсоводами, для вас они не просто лицо турфирмы, а собственно сам тур. Потом их работе вы оставляете отзывы, они главные организаторы тура для вас.
Но на самом деле это не совсем так. Работа над туром начинается задолго до выкладывания на сайт. И потом тоже, вся основная подготовка делается до приезда путешественников.
Разработка тура
Много туров разрабатывались и закрывались, мы нащупывали, пробовали, нарабатывали опыт, каждый год меняли программы, меняли форматы и подходы. И вот два года назад начали работу над новым туром. Начали с исследования, работы с прошлыми клиентами, опросов, проектирования и всей этой нудятины).
Долго ли, коротко ли, концепция определена, пару месяцев делали страницу тура и вот тур занял свое место на сайте. Что дальше?
Многослойный пирог
Наш тур — гибрид. В нем намешано многое, а основа — путешествие по Алтаю. Сначала идут базовые потребности: гостиницы, питание, транспорт, потом остальное. Мы делаем его как многослойный пирог. Если в «обычном» туре всё довольно линейно: поел — экскурсия — поспал. То в этом, во время еды можно получить новый опыт, а, скажем, во время экскурсии поесть чего-нибудь необычного). За единицу времени получается больше.
Главное при проектировании — всё это увязать, наложить на местность, продумать запасные варианты и сезонные отклонения.
Приступаем непосредственно к подготовке тура
Планируем и бронируем гостиницы
Это узкое место на Алтае — хороших гостиниц мало, номеров в них еще меньше. Согласовывается количество мест, допуслуги, заключаются договоры, отправляются заявки, оплачиваются счета. Каждый сезон мы проходим один и тот же квест, потому что за зиму меняется персонал и всё по новой. С гостиниц начинаем, потому что от местоположения будут зависеть ньюансы программы и график.
Делаются страховые полисы, пропуски в приграничные территории
И прочие необходимые для путешествия бумаги. На пропуск для иностранных граждан подавать нужно за 1-2 месяца (каждый год правила меняются), а страхование — обычная процедура.
Инструкции для гидов
Есть «общая» инструкция по туру. А есть «маршрутный лист» на конкретный заезд. В нем прописываются номера и гостиницы, тайминг программы, необходимые контакты, точки оплат, отчетные документы.
Подбирается и готовится снаряжение
Обычно это занимает невероятно много времени. У нас много требований. Взять к примеру, велосипед для нового тура — нам подходит складной велосипед, на небольших колесах. Таким параметрам соответствуют десятки. Но потом включаются ограничения — у него должна быть планетарная втулка (потому что ездим по горкам), у него должны быть двойные обода (потому что дороги не ахти). Он должен быть красивым. Список сужается до 1-2 моделей. Одна из них стоит 120 тысяч рублей и не вписывается в бюджет, а вторая зависла на таможне. Так и живем.
Тут про выбор снаряжения подробнее (если кратко — мы выбираем не самое дешевое, но и не самое дорогое, скорее оптимальное).
Оплаты экскурсий
Перед туром мы стараемся оплатить всё что максимально возможно — экскурсии в том числе. Это правда не всегда избавляет от стояния в очередях, на Алтае пока не дошли до такого уровня.
Перед стартом
Полная проверка. Печатаются договоры, всё проверяется, полный чек-лист подготовки, гиду выдаются «материалы дела». И вперед на встречу.
Во время тура
Организатор следит чтобы все шло гладко, проверяет перед заездами в «точки» чтобы о нас не забыли и не ушли на покос какой-нибудь).
На самом туре гиды уже ведут по программе, общаются, рассказывают, возникающие проблемы решают на месте сами или через организатора.
Мы считаем, что предварительная подготовка — самое важное. Потому что решение проблем на туре — это «тушение пожаров», а надо делать так, чтобы их не было. Это решается проектированием, детальной проработкой и продумыванием, тщательной подготовкой по плану.
Второй момент — желательно, чтобы организация была незаметна путешественнику. Она должна быть «бесшовной» и как будто бы он многое делает сам. Мы стремимся стать незаметными проводниками, чтобы путешественник добывал больше впечатлений, а не получал готовое.
Да место импровизации всегда есть и это даже специально закладывается. Но в разумных пределах, чтобы безопасно. Опыт, опыт, опыт, каждый раз новый опыт).
От автора
Перечитал главу и кажется, что это такая нудятина). И в чем-то это действительно так. Скажем для меня, часть подготовительная — творческий процесс, от которого горят глаза. Непосредственная подготовка с бронированиями и документооборотом — нудная рутина. А само проведение — активное и в чем-то непредсказуемое приключение (да, для организатора тоже).
Мы считаем, что без проектирования — никак. Но проектирование не спасает от алтайской непредсказуемости. Сколько бы запасных вариантов мы не делали, всегда жизнь подкидывает новые невероятные комбинации из самих путешественников, погоды, сезона, уровня воды, настроения повара и прочих составляющих, которые мы не можем контролировать.
Наши туры редко проходят идеально гладко. Чем больше в них составляющих из разных компонентов (к примеру, только независимых кафе — десятки), разных точек контакта, тем больше вероятность, что что-то пойдет не так. Сложно гарантировать, что именно в этот день у повара в горной кафешке не пригорит суп).
Но это Алтай и такие уж тут впечатления — яркие, непредсказуемые и у каждого путешественника свои уникальные. Мы и не хотим и не обещаем идеальных туров, а честно предупреждаем — мы подготовились по максимуму, давайте посмотрим что из этого выйдет!