[Личный опыт]. Туриндустрия на Алтае - 2017 — Эквесто | Максимально полные впечатления от Алтая [Личный опыт]. Туриндустрия на Алтае - 2017 — Эквесто | Максимально полные впечатления от Алтая

[Личный опыт]. Туриндустрия на Алтае — 2017

Содержание статьи:
  1. Авиарейсов стало мало, билеты дорожают
  2. Турпоток из далеких городов упал, вырос поток автотуристов из соседних регионов
  3. Сибиряки наносят урон Алтаю, ничего не отдавая взамен
  4. Цены растут. Притом ого-го как)
  5. Уходят в тень
  6. Сам гружу, сам вожу
  7. Участились случаи ненабора групп

Состояние алтайской туриндустрии и рецепты ее применения

Прошел туристический сезон. Каждый год что-то меняется, но раньше я таких обзоров не делал. Мне-то все кажется очевидным, но пообщавшись с аудиторией понял, что, похоже, я один такой. А ведь тенденции такие, что собирающимся приехать полезно было бы о них знать.

Сегодня тезисно расскажу что вообще происходит. И как это влияет на туристов. Это наблюдения и тенденции последних лет. Поехали)

Авиарейсов стало мало, билеты дорожают

В 2014-2015 годах рейсы летали ежедневно от двух авиакомпаний, а билет стоил 4-8 тысяч за «туда-обратно». Сейчас 2-3 рейса в неделю одной авиакомпании, а цена билета 20 тысяч.

Турпоток из далеких городов упал, вырос поток автотуристов из соседних регионов

Из-за дороговизны билетов и отсутствия рейсов, туристов из крупных городов европейской части России стало меньше. Но и сибирякам теперь дорого летать за границу и по России. Они и двинули на Алтай.

Сибиряки наносят урон Алтаю, ничего не отдавая взамен

Ну шутка конечно, немного). Обычный сценарий таков: ребята из соседних городов заезжают в Ашан в своем городе, закупаются едой и выпивкой, берут палатки и едут на Алтай. Там все съедают, выпивают и уезжают. Деньги практически не тратят, оставляют только мусор. На экскурсии, местный турбизнес, малый бизнес почти ничего не перепадает, потому что все уже приезжают не по первому разу и везде были.

Тут надо отметить, что, в целом, бюджету Республики Алтай от турбизнеса пока скорее плохо, чем хорошо — приезжие оставляют мусор, налогов с них никаких, а если и образуются какие-то налоги, то большинство юрлиц неместные и налоги платят в других регионах.

Цены растут. Притом ого-го как)

Это и понятно, сезонный бизнес, число клиентов падает, цены приходится поднимать, ведь расходы тоже растут. Содержать кафе или гостиницу нужно круглый год, а клиенты всего 2-3 месяца. Многие просто закрываются, что уменьшает конкуренцию и повышает цены.

Уходят в тень

С введением обязательных онлайн-касс, с сокращением турпотока, нет смысла заморачиваться с легализацией и нести издержки с этим связанные. Закрываются ИПшники, закрывают расчетные счета, перестают принимать карты. Проще заплатить разовый штраф (если еще поймают), чем вести бухгалтерию и нести налоговое бремя. Экскурсоводы, горные туры, сплавы, да целые туроператоры уходят в тень(ну или и не выходили). Алтай как был, так и остается миром черного нала. Но это минимизирует издержки, позволяет держать цены ниже и не обанкротиться.

Сам гружу, сам вожу

Теперь классический алтайский туроператор активных туров выглядит как обычный частный гид: директор фирмы, он же гид, он же водитель, часто он же и менеджер (но бывает, что менеджер — жена). Возит на своем микроавтобусе. Офиса нет, наемных сотрудников нет. Это очень экономичная модель, издержки минимальные, деньги некому воровать, налогов нет, почти все наличными, даже если открыт счет. Туры, как правило простые, но хорошо организованы, потому что дело личное и сам себя контролирует. Клиентов знает поименно, потому что общается лично.

Участились случаи ненабора групп

От автора

Можно ли на диком алтайском рынке работать цивилизованно?

На этот вопрос мы ищем ответа уже несколько лет.

Мы пробуем, но это в корне повлияло на разработку туров и вообще. Теперь это даже не «туры», а «авантюры»).

В 2014 году мы достигли предела по работе с подрядчиками через наличные, уже не могли снимать их со счета, лимиты исчерпали. В целом,по серым схемам можно проводить до 100 туристов в год, большинство организаторов не превышают эту цифру. В 2014 у нас приезжало 100 туристов в день. Все конные туры, походы, сплавы проводятся за наличные, контракты «на словах». А у нас кэш лимитирован, потому что мы принимали оплату на счет, а снять можно лишь небольшую сумму. Нам приходиться отказываться от подрядчиков и партнеров, которые работают без юрлиц и счетов. Нам пришлось создавать новые туры, уже учитывая это, планировать программы, питание, экскурсии совсем по другому. У нас персонал с «белой» зарплатой. Мы принимаем оплату картой на сайте, как в интернет-магазине, платим все налоги. И, в краткосрочной перспективе это, на самом деле, очень невыгодно. Большие издержки, много «лишней» работы с бухгалтерией и бумагами. Но по другому уже никак и плюсов оказалось тоже много.

Поэтому гнем свою линию, готовим авантюры и смотрим что получается). 

*Статья написана на основе личного опыта работы в туриндустрии, а также путешествий по Алтаю под видом туриста.

Готовим новый проект для путешественников

Рассказываем о его создании в прямом эфире — в рассылке. Если интересно — подписывайтесь.

хочу в тур