Но сначала предыстория.
* В таких постах мало картинок — вся работа выглядит как разговоры, переписка и сидение за компьютером. На снимках конечно могут быть воины клавиатуры и гуглдокументов, но выглядят они скучновато). Поэтому разбавляем картинками Алтая.
Приторность идеального тура
Мы долго учились делать отлаженные туры. Комфортно, сытно, тепло, гладко и без неожиданностей. У нас было много косяков, много персонала «полегло», несколько раз пересматривалась бизнес-модель, туры, принципы работы. Масштабную трансформацию проводили каждый год!Но что в итоге? На Алтае, со всеми его сюрпризами, часто стало получаться проводить туры «без сучка». Но они стали оставлять приторное послевкусие. Слишком уж всё гладко). Если читать отзывы за прошедший год, то там как патока (а мы их не цензурируем и размещаем все).
Как «плохо» становится «хорошо»
Всяких неожиданных происшествий у нас было немало. Ломались машины, забухивали гиды, гостиницы отдавали наши места другим, град, холод, перевороты рафтов, плохая еда в кафешках и еще 100500 всяких происшествий, которые в горах, в общем-то, являются обычным делом, особенно в межсезонье, когда погода чудит.Но вот что интересно: это «плохо» запоминалось, проживалось и зачастую становилось самым ярким впечатлением туриста, притом знак с «-» мог смениться на «+». Писем, где проблемы на туре потом воспринимаются уже как интересные, у нас много.
Сделать запланированное «что-то пошло не так»?
Теперь мы идем дальше и учимся делать такие приключения, в которых программируем неотлаженность и спонтанность. Мы хотим делать что-то такое, от чего расширяются зрачки и бегут мурашки по коже, но не забывая о безопасности, гигиене и человеческом достоинстве.Контролировать непредсказуемые впечатления…Оксюморон какой-то).
И вот что получается. Тур постепенно становится не просто туром. Да, путешествие по Алтаю — основа, но остальное — наша с вами работа по добыче впечатлений. Программируем получение впечатлений, проектируем взаимодействие путешественников с миром Алтая, продумываем запасные варианты и поведение людей. Работа на стыке туризма, психологии, физиологии, теории игр и науки о поведении.
Что из этого получится — никто не знает)).
Но даже проектировать такое очень интересно — очень много мелочей, много «разветвлений» в алгоритмах.
От автора
По нашему опыту, одни из самых ярких впечатлений формируются по простому принципу — сначала должно стать плохо, должно что-то пойти не так, а потом это надо преодолеть. И вот от преодоления трудности и успешного решения задачи и получается интересное впечатление.
Да, сразу, в моменте, это может казаться плохим. Но пройдет время, плохое потеряет остроту, а вот яркость останется. Наверное многим такое знакомо.
И на Алтае такого много — экстремальные походы, сплавы, экспедиции. Когда действительно не знаешь пройдешь или нет, есть реальный риск для жизни. Нам такое не особо подходит, потому что один из наших «пунктиков» — безопасность. Экстрим должен быть контролируемым.
Я сам долгие годы занимался именно экстремальными видами спорта. И мои учителя всегда дико перестраховывались, работали с безопасностью системно. Это было дорого, тяжело, нудно, но не раз спасало жизни.
Иногда, когда я смотрю, как работают новые экстремальные конторы, то понимаю насколько у них на «авось». И от этого не по себе, хоть и вижу, что эмоций туристам это дает очень много. Для туриста часто многое кажется безопасным, а на самом деле до ЧП с плохим исходом рукой подать.
Мне ближе подход, когда наоборот: для туриста мероприятие может выглядеть как экстрим и риск для жизни, а на самом деле непредвиденные ситуации продуманы и предусмотрены варианты спасения.