Глава 4. Снимаем розовые очки. Противоядие против рекламного "всё хорошо" — Эквесто | Максимально полные впечатления от Алтая Глава 4. Снимаем розовые очки. Противоядие против рекламного "всё хорошо" — Эквесто | Максимально полные впечатления от Алтая

Глава 4. Снимаем розовые очки. Противоядие против рекламного «всё хорошо»

Содержание статьи:
  1. Начнем с «комфортного проживания»
  2. Дороги
  3. Питание
  4. Антирекомендации
  5. Прочитав эту главу, вы можете испугаться

Это глава-предупреждение. Глава, снимающая розовые очки. Глава, позволяющее трезво взглянуть на ситуацию.



Алтай в рекламе подается как некое райское место. Сильные стороны выпячивают, слабые замалчивают. Разберем ожидания/реальность и расскажу о нашем опыте. 



Что ж, приступим.

Начнем с «комфортного проживания»

Господа, тут главное не обольщаться. Некоторые 5-звёздочные отели на Алтае, это максимум как 3 звезды в Германии. Номер «стандарт» в горах может сильно отличаться от городского аналога, к которому вы привыкли. Чем дальше в горы, тем дела с комфортном обстоят хуже. 

«Люкс» в Акташе, может выглядеть как слабенький «Стандарт». А номер «эконом» – вообще как хостел. А может и не быть никаких номеров – вот вам юрта на 8 мест.

Многим туристам хочется попробовать пожить в юрте

Ну а цены-то – ничуть не меньше.



Туалет на улице для Алтая в порядке вещей. Полотенце в комплекте постельного белья полагается далеко не везде. Номера с душем и туалетом в номере – дефицит. Юрты, дощатые домики – это норма. В нижнем Алтае – лучше. В горах – вплоть до палаток.

Убранство турбазы-кемпинга

В горах хороших гостиниц с нужными номерами просто нет. Есть хорошие турбазы в нижнем Алтае, но вместимость их небольшая и расписано все на месяцы вперед. Цены совсем не провинциальные)

Заселение на ночевку

Наш опыт. Наши туристы в основном из европейской части России или иностранцы, поэтому стараемся использовать в туре номера с удобствами. Таких номеров мало, особенно в горных гостиницах. Гостиницы, в основном, небольшие, на 10-20 мест и только 1-2 номера с удобствами. Приходится бронировать очень заранее.

Есть тут и элемент непредсказуемости для туриста – на момент бронирования тура нельзя а 100% сказать, где именно он будет жить. В онлайне наличие мест по Алтаю почти не посмотреть, а мы бронируем гостиницы только после заказа тура. Такая вот авантюра).

Не все конечно так плохо, но при выезде в горы надо быть готовым  и к спартанским условиям, например как на фото ниже – двухместный номер с удобствами.

Такие номера именуют «стандартом»

Дороги

У нас одна хорошая дорога – Чуйский тракт. Остальные – сильно хуже, а шаг в сторону и всё, кончился асфальт. Гравийные разной степени убитости, грунтовые, разбитые асфальтовые, с острыми камнями, перевалы, броды. Большинство самых красивых мест доступны на автотранспорте, но не без труда.

Перевал Кату-Ярык – один из самых сложных и опасных

Если едете по навигатору, то лучше переспросите у местных, не редки случаи, когда навигатор ведет по «короткому» пути по дороге, которой нет. Или русло реки – это и есть дорога)).

Тут не видно, но это и правда кусок дороги 🙂

Наш опыт. Машины ломаются. Любые. Новые. Старые. Рвутся колеса на острых камнях, гнутся диски от внезапных ям, перегреваются двигатели на перевалах, трескаются кузова от вибраций, от плохого топлива постоянно что-то засоряется. Износ транспорта на Алтае повышенный, цены на аренду транспорта удивляют даже москвичей. Нам всегда приходится держать подменные машины наготове, продумывать запасные варианты, прокачивать сеть «агентов» помощи, которые принесутся с запчастями в случае чего.

Чуйский тракт в январе

Питание

У нас нет сетевых пиццерий, столовых или макдональдсов, лишь в столице есть сетевая кофейня Трэвелерс, да блинные. Кафе представлены частниками, на всю Республику есть несколько ресторанов.



Как только поехали в горы – питание в кафешках типа «придорожных» или перекусы в стиле «пикник». В целом все недорого, 200-500 рублей за обед. Кухня преимущественно мясная и жирная. Вегетаринцам непросто, мало кто умеет тут готовить специальные блюда.

Кафе с национальной кухней

Наш опыт. За прошедшее лето мы закупили примерно 15000 разных обедов и ужинов в десятках кафе.

Что можно сказать. Качество нестабильное, даже у проверенных. Имеет склонность ухудшаться со временем. Бывает, что через год вкусное кафе не узнать – становится невкусно, порции уменьшаются, цены повышаются. Конкуренция низкая, поэтому такие могут существовать годами. 

Таким может быть обед из первого и второго в придорожной столовой

А вегетерианцы просто не берут мясо.

Антирекомендации

1. ГЛК «Манжерок» зимой

Вид от самой высокой точки, с которой можно кататься

Все хорошо, подготовленные трассы, только полноценно кататься негде и подойдет только новичкам. В рекламе у них говорится про горнолыжные трассы и высокую гору, но это реклама будущего. Фактически трассы две: одна учебная и одна от промежуточной станции. Многие едут как на полноценный горнолыжный курорт и потом плюются, а он пока только развивается.

2. Водопад Бельтиртуюк


Очень плохая дорога. Люди едут, скребутся днищем, недолго смотрят на водопад и едут назад. На мой взгляд специально ехать не стоит.

3. С проблемным здоровьем

К примеру, вот популярное у туристов село Барангол, не глухое, прям на Чуйском траке. «Скорой помощи» ехать сюда 52 километра.

Если есть вероятность, что вам экстренно может понадобится медицинская помощь, то лучше на Алтай не ехать. Расстояния огромные, «скорая» может ехать несколько часов, уровень медицины в целом слабый, всё с этим очень грустно, начиная от наличия лекарств и медицинского оборудования, до квалификации врачей.

4. Алтайский мёд


Алтайский мед – супер. Но берите в проверенных местах. Тут два момента:

  1. мед может быть не из Горного Алтая, а привезенный (вдруг вам это важно, да и цена-то как за горный мёд). 
  2. В мёде могут быть добавки. Например, мука или крахмал.

5. Придорожный «хариус»



Мне не хочется всех под одну гребенку, но с очень высокой вероятностью это будет не хариус. Ловля хариуса сложна и очень ограничена законами, его всё меньше и меньше на Алтае, искусственное разведение долгое и нерентабельное. Что за рыба продается у дороги – можно только гадать (у нас даже было несколько случаев, когда туристы в группе покупали и после нее им было плохо). Хариус водится только в чистой воде, на вкус божественен. Вот он:

Прочитав эту главу, вы можете испугаться


Не стоит.

На самом деле всё не так плохо. Просто надо быть готовым к «алтайскому сервису» и даже воспринимать его простоту и ненавязчивость как «фишку». Люди, приехавшие на Алтай, кайфуют по полной. Ведь комфорт и хорошие дороги можно и у себя в городе посмотреть. А тут все компенсируется другими вещами. И все эти недостатки –  продолжение достоинств дикого и неиспорченного цивилизацией Алтая. Моя задача – дать вам полную картину, а не только «вау-вау», поэтому рассказываю как есть.

От автора

Когда-то мы писали «продающие» тексты для туров, подкрепляли классными фоточками, показывали тур и Алтай с лучшей стороны, гарантировали, что все будет без проблем. Казалось, что главное продать, а дальше разберемся. 

Продажи шли в гору. Мы расли так быстро, что едва переваривали столько туристов. Но вылез жирный минус «продающего» подхода — у клиентов появлялись завышенные ожидания от туров.
Алтайская диковатость, неразвитая инфраструктура, средненькие гостиницы, хромающий сервис — расстраивают. Особенно если настроился на идеальный отдых «из рекламы».

Плохо от этого всем — мы получаем негатив, даже отработав на все 100%. Клиент получает услугу хуже, чем ожидал, даже если все прошло нормально.

Но ведь все эти погодно-инфраструктурные недостатки Алтая  это обратная сторона его достоинств. И использовать их нужно по назначению  не для идеального отдыха «все включено», а для классных приключений.


Поэтому со временем мы сместили фокус с «гарантий отсутствия проблем», на «гарантии решения проблем». Все, что возникает, мы так или иначе решаем, в этом мы уже поднаторели за эти годы. На случай непогоды готовы запасные варианты, сломанные автомобили заменяем, ставим уколы от клещей, подвозим новых гидов, взамен заболевших и т.п. 

Подход к обслуживанию и разработке туров пришлось менять кардинально.

Готовим новый проект для путешественников

Рассказываем о его создании в прямом эфире — в рассылке. Если интересно — подписывайтесь.