Сегодня пост, который мало кто будет читать) – про безопасность. Тема ответственная, спорная, важная, но так как мы живем в России – мало кому интересная. Потому что безопасность – это не громкие слова, яркие красочные проекты и впечатления, а очень скучная системная рутина, мешающая по-настоящему отрываться.
Ниже – сугубо мой взгляд*, никому его не навязываю. Это не строгие рекомендации, а, скорее пункты, на которые стоит обратить внимание.
В этом посте расскажу про принципы и основные вопросы, а в следующих, если интересно, пройдемся по частностям в конкретных видах туров.
Для кого это письмо
Письмо для тех туристов, которые едут в тур с туроператором. Самостоятельные туристы, как правило, понимают, что надеяться будет не на кого и готовятся более тщательно. А вот коммерческие туристы более беспечны, так как надеются, что туроператор всё сделает за них (и правы).
Кстати, думаю будет полезно и коллегам-туроператорам. Я за то, чтобы туриндустрия на Алтае, в целом, становилась безопаснее и цивилизованнее, а в этой сфере обмен опытом никогда не лишний.
Российский подход к безопасности, который мне не близок
Положа руку на сердце, надо признать – в России к безопасности подходят халатно (русский авось, показуха, снятие с себя ответственности). Это проявляется повсеместно, как на уровне частных организаций и государства (от ситуации на дорогах до проектирования зданий), так и на уровне личной ответственности человека за себя (многие даже не пристегиваться в машине).
К примеру, всем известны объявления «осторожно, сход снега», которые, если вас прибъет, позволяют криворукому проектировщику здания сказать «ну я же предупреждал!». Или возьмите подход к безопасности на дорогах – у нас вешают знаки ограничений и потом наказывают за превышение (а в случае убийства человека превышение становится отягчающим фактором). А надо проектировать улицы так, чтобы даже сумасшедший, пьяный или тупящий в телефон водитель, не видящий знаков, не мог сильно разогнаться и убить человека (лежачие полицейские, искусственные изгибы дороги и сужения, островки безопасности).
Мне ближе такой подход к безопасности, когда проблема решается до ее появления, например, объявление о сходе снега даже не нужно, потому что на крыше стоят удерживающие снег устройства (смотрите фото, это снежный регион в Словении) и он понемногу сам растает, а не слетит убийственными тоннами.
Почему надо подходить комплексно
Чтобы организация безопасности не отравляла путешествие, важны баланс, здравый смысл, ответственное отношение к рискам и общее принятие неопределенности жизни. Поэтому организовывать её надо комплексно на всех уровнях, а не выносить мозг на каком-то одном.
Уровень 1: на маршруте. Активная безопасность – это недопущение возникновения несчастных случаев во время тура: проброс страховочных веревок в горном походе, страховочный катамаран на сплаве и выставление страховки в порогах, отдохнувший водитель, который аккуратно ведет, следование технике безопасности. В общем, всё то, что делается на маршруте, чтобы турист остался цел и невредим.
Уровень 2: когда что-то случилось. Меры по спасению пострадавшего, когда произошел несчастный случай. Например, турист захлебнулся, сломал ногу, у него инсульт, анафилактический шок или даже просто укусил клещ (ничего серьезного, но надо сниматься с маршрута и двигать к медпункту). Тут помогает быстрая связь (спутниковый телефон, рации, мобильная, посыльные), быстрая помощь на месте, быстрая эвакуация, запасной гид для сопровождения травмированного. Сюда же можно отнести и страховые полисы, так как они влияют на эвакуацию.
Но есть еще уровень 0: предотвращение до тура (да, так можно). Он обычно туристам не виден, но это самый крутой и мощный уровень, ведь на нем проблема безопасности решается или снижается еще до момента её наступления. Вот, к примеру, что можно делать:
- Подбор правильного уровня нагрузки и опасности. К примеру, мы в турах подбираем участки так, чтобы уровень опасности и нагрузки соответствовал туристу. С сильным туристом мы пройдем труднодоступную горную тропу, а с гипертоником пройдем что-то полегче. Уровень опасности и нагрузки должен быть релевантным, тогда и риски меньше и туристам лучше.
- Подбор участников группы и гида к группе. Если группа равномерная, то слабые не будут «загоняться» (и у них не полезут болячки и травмы). Если группа разношерстная, то сильные будут гнать, а слабые будут выдыхаться, у них начнет сдавать сердце, начнутся травмы, вплоть для снятия с маршрута (а это тоже отдельная опасная история). Великое дело когда группа ровная. Например, когда в группе одни дряхлые старички, то тихой сапой и в своем ровном темпе они даже на Учар ходят.
- Не экономить на безопасности. Объясню на примере. Есть на Алтае река Чуя. На ней часто проводят Чемпионаты России по рафтингу, она непростая для сплава, потому что узкая, требует много маневров и сил туристов. Вдоль реки идет Чуйский тракт, по которому, в нормальном туре, будет ехать машина сопровождения со всем грузом, а вы будете плыть налегке и будет легче маневрировать или обносить пороги. А вот в туре, где машины сопровождения нет – весь груз везется на рафтах. Груженый рафт менее управляем и его легче зажать в камнях и перевернуть. Груженый рафт, при перевороте, убивает людей своим весом (такие случаи бывали) и его потом очень сложно вытаскивать. Обнос порога становится очень проблемным и гиду проще порог пройти сильно рискуя, чем обносить. Физику не обманешь – тур без машины сопровождения опаснее.
Как планировать безопасность
Итак, большинство самых действенных мер – это предупредительная безопасность. То, как подготовлен и спланирован тур, как подобраны компоненты – будет влиять и на безопасность на маршруте и на успешность действий при происшествиях.
В глобальном плане вся безопасность делается не на самом туре, а задолго до него. Это планирование маршрута, подбор снаряжения, средств связи, страховых полисов, подходящих гидов и группы (уже много про это писал, фоновая подготовка в работе туроператора – всё).
Вот даже просто правильный подбор снаряжения к туру (ну и его наличие конечно) – это уже большой шаг к безопасности.
Важно всё, вплоть до мелочей. Влияет даже цвет – к примеру, некрасивый шлем турист будет стесняться надевать и будет постоянно снимать (фотают же!) и риск травмы возрастает. Не говоря уже про удобство – неудобный гидрокостюм, рюкзак, спасжилет или шлем не по размеру могут просто невероятно задолбать за тур. Взяли неудобную кепку в поход – вот вам и солнечный удар. А казалось бы, всего лишь кепка. Практика такая, что всё что не нравится или неудобно – не будет использоваться.
Ваша подготовка
Ваша подготовка очень влияет на вашу безопасность. Если вы выбрали сложный тур, то хотя бы немного подготовьтесь – потренируйтесь, похудейте, разносите обувь, подберите одежду и походите в ней (а если оператор не выдает снаряжение, то и снаряжение). Возьмите свои специфичные лекарства.
Ну и трезво посмотрите на тур (хоть стандартно и пишут «подходит всем без подготовки», часто это не совсем так, а точнее – совсем не так). Может быть стоит начать с чего-то попроще, чтобы понять вообще, ваше это или нет?
Потому что ожидание и реальность могут различаться капитально. К примеру, обычному неспортивному человеку я бы не советовал сразу идти в сложный пеший поход – можно навредить здоровью и навсегда отбить охоту. Или в долгий водный поход, так как постоянно быть мокрым надо привыкнуть. Или бывает что просто страх воды у человека. В общем, неправильно подобрав, тур легко превращается для туриста в муку.
Задавайте себе главный вопрос
Главный вопрос, который вы должны себе (а мы, как организаторы, себе) задавать — «Что, если..?». Что если рафт перевернется вот тут? Что если будет острая аллергическая реакция во время похода? Что если отравление? Что если град с кулак? Что если не будет связи? Что если туристу нужно сняться с тура, а гид один?
Последовательно отвечая на такие вопросы, можно хорошо подготовиться. На узкоспециальных турах надо изучать технику безопасности. Там каждый пункт выстрадан и к ней надо прислушиваться. Если написано, что шлем надо надевать даже если просто ходишь по берегу значит кто-то уже упал и пробил себе голову. Шлем можете дома не надевать при катании н велосипеде по городу (там хотя бы «скорая» приедет сразу), а в горах до «скорых» далеко и даже небольшая травма может заставить прекратить маршрут. Так что, будьте добры перестраховаться.
Регистрация группы в МЧС. Как это работает (и не работает)
Уходя на маршрут в зону без связи вы можете зарегистрироваться в МЧС. Называете маршрут и дату своего возвращения/выхода на связь. В назначенный день вы должны позвонить и «сняться» с маршрута.
Эта система возникла, когда не было ни спутниковых, ни сотовых телефонов – группа уходила в горный поход, потом, спустя 10 дней, спускалась в деревню к единственному телефону в округе и отзванивалась – «с нами всё ОК». Если не позвонили, значит с группой что-то случилось и спасателям нужно выдвигаться к вам. Тогда, давно, другого способа, кроме неявки группы, узнать о проблеме не было.
Но сейчас, на мой взгляд, такая система уже не отвечает духу времени и не работает в случаях, когда нужно быстрое реагирование. Представьте что у вас острая аллергическая реакция или инсульт в 3-й день путешествия (из 10-ти)? Ждать 8 дней пока МЧС выйдет за вами на поиски? В МЧС работают очень крутые ребята и вас, конечно, рано или поздно найдут, но вы, скорее всего, уже умрете. Фактор времени при несчастном случае часто критичен.
Да, при сложном походе зарегистрироваться все равно не помешает (вдруг у вас спутниковый телефон сломается), но теперь, зная как это работает, уже сами решайте надеяться на это или нет. Для туров в зоне связи или нормальных дорог регистрация не имеет смысла – быстрее будет доставить пострадавшего самим или вызвать на помощь по телефону.
Страхование. Какое имеет смысл
Выделю 5 уровней «серьезности» страхования. Для разных туров подходят разные – нужно подбирать подходящий, а не самый дешевый.
- Общая страховка туроператора. Обычно сумма покрытия 500 000 рублей. Покрывает расходы, связанные с гражданской ответственностью туроператора – например, группа не набралась и он отказался проводить вам тур (а у вас билеты невозвратные) или обманул или еще что-то. Вы подали на него в суд, вам выплатят деньги из этой страховки. Такая страховка нужна туроператорам, чтобы внесли в реестр туроператоров.
- Страховка медрасходов. Это самый дешевый полис страхования от «несчастного случая», но для граждан РФ он не имеет особого смысла, так как медрасходы покрываются полисом ОМС. Медрасходы — это вызов «скорой помощи» и экстренная помощь в больнице. Актуально для иностранных граждан (у которых и так страховка эта есть), а вот если такую делает туроператор вместо страховки от НС, то это профанация.
- Страхование от «несчастного случая». Это смешное название, потому что, по факту, от несчастного случая она ни капли не защищает, а просто потом вам выплатят деньги за ущерб здоровью или оплатят недорогое лечение. Сломали палец – получите немного денег. Мы, например, такую делаем только на экскурсионные туры, потому что, в целом, она в организации безопасности не помогает (смотрите пункт 5).
- Страхование от укуса клеща. Опять же, от самого укуса не страхует, но можно будет поставить иммуноглобулин в случае укуса в ближайшем медпункте. Стоит 350-450 рублей, а укол 5 000-10 000 рублей, в зависимости от вашего веса. Это дело добровольное, может быть включена в турах, может не быть, часто есть возможность докупить. К примеру, у нас в турах такая есть только до 1-го июля (дальше уже сезон клещей кончается и страховые перестают ее делать). Считаю, что ее имеет смысл делать.
- Страхование от «несчастного случая с покрытием эвакуации вертолетом». Эта страховка в разы дороже, но, по сути, только она и имеет реальный смысл для спасения жизни. Ведь даже если вы дозвонились до МЧС в критической ситуации, то такая страховка, в случае тяжелых травм или критического состояния, дает преимущество эвакуации. Практика такая, что в МЧС тоже мало кто хочет брать на себя ответственность за расходы на вертолет (а страховка это оплатит). Если момент будет спорный, то могут вывозить долго, а если есть страховка, то вертолет легче дадут (власти деньги считают, а час полета стоит очень дорого). Многие туроператоры делают такую страховку в горные походы или сплавы. Мы обычно делаем ее на туры с труднодоступными участками – в основном на те возможные случаи, когда или серьезная травма, или резкое ухудшение здоровья и потребуется срочная эвакуация. На простые туры нет смысла ее делать, потому что, если пострадавший доступен для вывоза автомобилем, то вертолет не погонят, да и на машине будет быстрее. Но, к примеру, Чулышманская долина тоже доступна автомобилем, но ехать до больницы долго и тряско, поэтому сюда тоже делаем.
Аптечка
На маршруте должна быть аптечка (ну это очевидно, Кэп).
Лучше если это будет не просто аптечка для «галочки», а расширенная, подходящая виду тура и отвечающая на максимум вопросов «что если?»(понос, перелом, анафилактический шок, отравление, гипертонический криз итп). К сожалению, не знаю какие аптечки у других туроператоров. К примеру, мы свою составляли когда-то с врачом и выбирали «безрецептурные лекарства с минимум побочек, подходящие даже детям». Почему такие – потому что на турах могут вылазить неожиданные болячки, люди не имеют анамнеза и не в курсе что переносят, а что нет. К счастью, редко что пригождается.
При составлении аптечки лучше исходить не только из того, чтобы лечить, но и чтобы предотвращать (уровень 0!). Поэтому, к примеру, у нас там дезинфицирующий гель для рук, крем от загара с, подходящим Алтаю, SPF и даже бутилированная вода (если в машине), ведь защитные системы туриста и так нагружаются новыми для него микрофлорой, часовым поясом и в целом другой климатической средой – надо помогать).
Почему с местными может быть безопаснее
Я бы про это не писал (потому что, даже представить не мог что так можно), но мы многого насмотрелись когда занимались турами-походами – там и людей с инсультом бросают (наши гиды помогали им) и гипертоников одних возвращаться отправляют (потом люди теряются), группы по рекам ходят без просмотров и страховки. В общем, глаза б мои не смотрели)) и вопрос не праздный.
Суть в том, что даже самый плохонький местный туроператор будет лучше реагировать на несчастный случай, по одной простой причине – группе есть к кому обратиться и есть фоновая поддержка.
Если на маршруте что-то случится, то в первую очередь помогает не МЧС, а туроператор. Гиду нужно сделать один звонок в офис или еще как-то сообщить: «я там то, случилось то-то, давайте решать». Если гид без спутникового, то он может дойти до точки связи или попросить проезжающих позвонить и сообщить о проблеме. Если группа не вышла на связь, то оператор сразу начинает искать по своим каналам – спрашивает у коллег, обзванивает проходные пункты.
Туроператор уже вызывает МЧС, привлекает специалистов, консультирует, решает со страховыми компаниями. И отправляет свой персонал на помощь (или тех подрядчиков, кто ближе). И решается это не на самом туре, а в местах с нормальной связью.
А с самостоятельными туристами случись что, кто им будет помогать? Ну вот представьте, прилетела группа из Москвы (даже если со своим опытным гидом) и пошли они к Белухе. Но в середине похода кто-то травмируется и не может идти дальше, что делать гиду? Бросить группу и остаться с больным? А остальной группе что делать? Сниматься с маршрута? Идти без гида дальше и еще хуже будет? Сложный вопрос. Местным туроператорам проще – они вышлют запасного гида, организуют эвакуацию, попросят коллег о помощи.
Самостоятельная группа тоже, при должной подготовке тура, нормально справится, но им тяжелее просто из-за отсутствия местных связей.
Локус контроля
Напомню, что к безопасности надо относиться ответственно и это, в первую очередь, ваша ответственность – от физподготовки до выбора тура, от следования технике безопасности до простой осторожности вдали от медпункто. Поэтому, мои советы – это всего лишь советы и наш опыт, которые могут вам не подойти. А что подойдет – это уж решайте сами, не стоит слепо верить статейкам в интернете).
С радостью бы рассказал вам примеры из жизни других туроператоров, про другие подходы и способы, но тема безопасности непопулярная и малообсуждаемая. В следующем письме попробуем разобрать безопасность в разных видах туров (именно со стороны туристов), чтобы вы могли отличить нормальную организацию безопасности от бестолковой.
*Я вырос в горно-алтайской школе водников (одна из опытнейших и сильнейших в мире). Подход к безопасности в ней капитальный, принципиальный и эффективный (примерно как концепция нулевого травматизма Vision Zero). Вода беспощадна, это очень экстремальный вид спорта и у всех, так или иначе, переворачиваются лодки и выпадают люди, но организация безопасности решает что с ними будет (я сам несколько раз чуть не утонул, но был спасен именно грамотной страховкой). На этот подход уже потом наложилась теоретическая подготовка и опыт организации туров.
Остались вопросы? Задать можно в Телеграм-чате.
От автора
Однажды, на тренировке по рукопашному бою, при отработке высвобождения из захватов, одна из девушек спросила тренера:
— А вот что делать, если вот так (показывает как) прям держат и вообще не вырваться?
— Ну, для начала надо переехать из Кемерово* в более безопасный город, — ответил он. *Кемерово, в котором я учился в начале 00-х, был откровенно криминальным и опасным.
— Но я не собираюсь уезжать, — говорит девушка.
— Тогда не ходи ночью, — сказал он. А если ходишь, то учись быстро бегать. В общем сделай всё, чтобы в такую ситуацию не попасть. А если уж попала, то вот мы и учим эти приемы, которые вообще-то не панацея, но лучшего у тебя не будет на тот момент.
Такая вот короткая лекция по принципам организации безопасности).
Спасибо, что читаете. До встречи в следующих постах)