Глава 2. 15 принципов путешествий, за которые стоит платить

Содержание статьи:
  1. 1. Комплексная разработка
  2. 2. Разнообразие, живость, интересность, контрастность
  3. 3. Безопасность в ДНК
  4. 4. Ультраспециализация и профессионализм
  5. 5. Индивидуализация
  6. 6. Ультрапланирование
  7. 7. Прохождение маршрутов участниками с разным уровнем подготовки с помощью технологий
  8. 8. Лучшее, вместо дешевого
  9. 9. Инстаграмбл
  10. 10. Съемки
  11. 11. Отношение как к человеку: забота, гигиена, разумный комфорт, приватность
  12. 12. Без спойлеров
  13. 13. Туризм действия. Участник процесса, а не зритель
  14. 14. Честность
  15. 15. Аутентичность и польза региону

Дисклеймер. Мы решили сделать цикл статей, в которых попробуем раскрыть чем отличаются современные подходы к туризму от привычных. Тема, конечно, дискуссионная.

Может показаться, что мы всех ругаем, а сами Д’Артаньяны. Но нет.

Всё дело в точке отсчета. Если смотреть на рынок туров с точки зрения 80-х годов, то они, безусловно, сделали большой шаг вперёд — уже и палатки не брезентовые и транспорт не только УАЗики. Но если посмотреть на рынок с точки зрения лучших мировых практик, то отставание драматическое. И дело не только в снаряжении.

На наш взгляд, в путешествиях, за которые нам (туроператорам) платят (деньгами, временем, доверием), мы уже просто не имеем права делать настолько плохо, как это бывает сейчас. Ведь совсем другие подходы уже доступны.

Нельзя в поход с рюкзаками взять спутниковый телефон и сказать, мол, безопасность сделана как следует. Нельзя относится к туристам как к скоту, в пик сезона сажая их в душный (летом) или в промерзлый (зимой) или неисправный транспорт. Нельзя пренебрегать гигиеной и не создавать для неё условия. Нельзя подвергать туристов таким сумасшедшим рискам в угоду экономии (пусть они и не осознают эти риски).

Пора, наконец, перестать врать, умалчивать о проблемах, удалять отзывы, пользоваться неосведомлённостью клиентов. На наш взгляд, уже можно переходить к профессиональной и прозрачной работе, за которую не стыдно получать оплату.

В этой статье расскажем о принципах работы, которые успели выкристаллизоваться и быть примененными к этому времени.

Если вы проводите туры, то сможете взять что-то полезное для себя.

Ну а если вы участник туров, то можете привнести это в свои будущие туры, сформировав организаторам запрос на улучшения. Ведь пока, увы, клиенты, своим попустительством и неосведомленностью о том, как правильно, позволяют организаторам делать плохие и опасные туры. А на рынке сложных путешествий, главный мотиватор к улучшениям будет не конкурент, а образованный клиент.

1. Комплексная разработка

Чтобы турист мог получить такую фотографию, ему нужно дойти сюда с лодкой, а для этого вес остального снаряжения должен быт минимален, а для этого, в свою очередь, нужно полностью переработать режим питания и тайминг похода. И так далее и тому подобное, такое вот «каскадирование», которе приводит к мелочам типа выбора носков в тревел-кит.

Современный тур — это уже не «телега с, приделанным к ней, мотором». Это сложный комплексный продукт, а не просто «тяп-ляп и поехали».

Кто-то считает, что основа хорошего тура — хороший гид. Мол, остальное приложится — заболтает туристов, сгладит неудобства своей харизмой, решит проблемы на месте. Кто-то считает, что транспорт, отель и маршрут. Кто-то считает, что лишь бы было красиво на фотках в инстаграме, а реальность никому не интересна.

На наш взгляд, в турах, за которые платят, главное — вообще всё. И только лишь хороший гид, без всего комплекса подготовки —недостаточен (а в чуть более сложных турах, только надежда на гида и вовсе опасна). Только хорошего отеля и транспорта — недостаточно. Только длинного маршрута — недостаточно.

Если раньше достаточно было помочь с посещением точек, то при современном подходе нужно прорабатывать комплекс впечатлений, безопасность, комфорт и общее впечатление.

Скажем, к авиабилетам подход «на минималках» применим, так как нужна лишь функция перемещения из А в Б (как у лоукостеров). Но туры — это про впечатления. И лоукост подход непонятно зачем нужен, так как впечатления от него, в основном, такое же как от лоукостеров — отмучаться побыстрее.

В турах важны все детали. Такое быстро не сделать, тяпляперские методы тут не подходят — начинать надо с подготовки основы (гидов, снаряжения, системы безопасности, проверки и тестов маршрутов), продолжать скрупулёзным планированием каждого конкретного заезда и индивидуализацией (с туристом и под туриста) и заканчивать проведением тура.

Нам (организаторам) стоит платить деньги за недоступный обычному человеку уровень проработки и проведения тура. И без комплексного подхода к разработке туров тут не обойтись.

  1. Под турами, за которые платят имеются ввиду те, за которые имеет смысл платить, как за качественно сделанную работу, безопасные, профессиональные, добротные услуги. Исходим из того, что плохо подготовленный тур можно и самостоятельно сделать не особо напрягаясь и платить за него как-то даже глупо и, порой, опасно.
  2. Нужно понимать, что, конечно, туры могут быть и должны быть самые разные, на любой вкус и кошелек (и совесть организатора). И наличие одних не отменяет существование других (как существование Мерседеса, не отменяет массовых продаж Лады Гранты). Хотите делать как проще и выгоднее в моменте — это ваше право. Тут же мы говорим больше про альтернативную реальность, которая, еще и довольно сложна в реализации. 

2. Разнообразие, живость, интересность, контрастность

Никогда заранее не знаешь, что станет важным впечатлением для участника. Это могут быть как сами виды красот, так и физические ощущения от езды, разговоры на остановке, чай и еда на морозе. Добавляя новые детали и компоненты в путешествия, делая их разнообразнее в мелочах, учитывая, по возможности, психологию и физиологию, можно получать что-то совсем другое, а не «просто туры». По крайней мере, в этом направлении интересно развиваться)

Туры — они ради впечатлений. А монотонность — это убийца впечатлений.

Подход «только посетить точки на карте», на наш взгляд, капитально устарел и может использоваться только от какой-то безысходности или лени.

Ведь каждый организатор, если он хоть немного разбирается в регионе, понимает, что спектр впечатлений гораздо шире, чем просто «посетим Гейзерово озеро и послушаем горловое пение».

Кроме «посетить» есть еще много интересного — люди, активности, еда, общение, технологии, товары, обучение новому (у нас есть целая классификация впечатлений и там десятки способов, в которых задействованы разные чувства). Это большое поле для работы.

Вместо осмотра очередной горы, можно сплавиться, прокатиться участок на велосипеде, приготовить местное блюдо или пообщаться с интересным человеком.

Вот честно — у туристов гораздо больше способов получать интересные впечатления, чем просто смотреть на достопримечательности или слушать экскурсовода.

Туры с одной активностью (когда 10 дней только рафтинга или конного похода) тоже в зоне риска (кроме ультраспециализированных туров, которые делают горящие идеей люди, где немного про другое).

Наш опыт с монотурами таков, что впечатлений от 10-ти дневного однообразного конного похода меньше, чем от одного дня, но с иначе подобранным ритмом и разнообразием. А двухнедельный экскурсионный тур, пытающийся охватить всё-всё-всё в регионе — утомит даже самых любознательных.

Безусловно, монокомпонентные туры и проще и выгоднее делать, а разноплановость требует совсем других скиллов организатора и подготовки, но в этой серии постов говорим о том, как делать лучше, а не как дешевле и проще.

Подытожим: современный тур должен быть разноактивным, разнообразным, живым, со спланированным ритмом и темпом, учитывающим особенности восприятия человеком впечатлений. Но при всё при этом — не должен вредить. Об этом следующий принцип.

3. Безопасность в ДНК

Безопасность такого непростого и заведомо опасного подъема, где участники группы сами всё проходят, начинается не с регистрации в МЧС, а с подбора маршрута по силам участникам (это вообще очень важно), снаряжения, комплекта гидов к нему и..проектирования самого приключения, чтобы участнику было что преодолеть и было чем впечатлиться (если можно “подкрутить мощность”, дав участнику самому справиться, под присмотром, то это стоит делать).

Безопасность — это не нашлёпка на опасный тур в виде регистрации в МЧС или полиса “от несчастного случая” (если вы, как организатор тура, на них надеетесь, то, увы, вполне готовы убивать туристов своей некомпетентностью, халатностью и невозможностью помочь, так как к реальной безопасности эти нашлепки почти не имеют отношения).

Безопасность — она именно про БЕЗ-опасность.

Не про спасение травмированного, а про избегание травмы еще на этапе проектирования тура. Она закладывается с самого начала подготовки и пронизывает все её этапы.

Безопасность — это про полноценные активные путешествия с пониженным риском травм, смерти и вреда для здоровья.

Когда мы говорим про опасность, то имеем ввиду не только «как выжить, если сломал ногу в горах, а гид ушел искать сотовую сеть 5 дней назад».

Это ведь и воспаления кожи от плохой гигиены в походе. И гноящиеся мозоли от неправильных носков. И перегрузка связок ног, и отложенные на годы последствия для спины. Это и дикий стресс, который может быть от захлебывания в воде. И переохлаждение важных органов, которые потом будут преследовать годами.

Современный тур должен стараться быть безвредным в физическом и моральном плане.

Даже походы не должны быть такими уж заведомо дискомфортными (понятно, что там бывает несладко из-за непогоды, но всё же).

Безопасность в современных турах — это про моральное и физическое здоровье и его оберегание, а не только про непосредственную угрозу жизни, лечение травмы или эвакуацию.

Safety first — это не пустой лозунг, который вы копипастите друг у друга на свои сайты.

Безопасность — в ДНК правильного тура. Она важнее всего остального.

Когда начинаешь смотреть на тур с точки зрения НЕ-опасности, с подходом «устранять проблемы до их появления» — разработка меняется в корне, вот просто с ног на голову.

Настолько, что становится важным цвет велошлема или тип пластыря в аптечке.

Сделать впечатления незабывамыми, травмировав человека в туре, очень просто.

Сделать незабываемые впечатления безопасными — вот высший пилотаж.

Проработку безопасности можно бесконечно улучшать, каждый раз углубляясь, но, как минимум “за кадром” (как в картинке), в дополнение к основе — планированию и подготовке — должен быть гид с правильным страховым полисом, связью и аптечкой, а на связи готовый и тренированный бэк-офис.

Делать всё возможное, чтобы в активном приключении ничего не случилось, но быть максимально готовым к беде — наверное так можно охарактеризовать этот принцип.

Увы, именно безопасностью организаторы часто и пренебрегают, потому что она невидима (пока не понадобится) и, часто, ни туристы, ни организаторы, не понимают как она должна работать, а делают, то что все делают, создавая очередной «театр» с какими-то ритуальными действиями, смысл которых не могут объяснить). 


P.S. Да, можно ездить везде на автобусе, безопасно ходить только к доступным локациям и никуда не лазить, но мы сейчас говорим про другие туры.

4. Ультраспециализация и профессионализм

Специализация и профессионализм могут быть разными (не всегда они идут в паре, может быть узкая специализация, но с непрофессиональной подготовкой). 
Кто-то специализируется на мотоциклах, кто-то на еде в турах, кто-то на ассортименте туров. Это самые понятные. 
Но могут быть и другие виды. Например, специализация на чиновниках или, скажем, наше стремление — специализироваться на многокомпонентном путешествии, в котором уже и объединять узких специалистов.

Странно про это писать, но то, что вы должны быть профессионалом в своем деле — это какие-то прям кэпские тезисы.

Но давайте взглянем на реальность.

Монотуры, где преобладает одна активность (сплавы, конные, пешие), зачастую проводятся персоналом начального уровня компетенций (для интереса, попросите рассказать своего гида об опыте работы).

В экскурсионные туры, в качестве гидов, часто набирают приезжих из других городов, которые пересказывают рассказанное им на интернет-курсах «как у них тут на Алтае».

Но непрофессиональны бывают не только гиды, но и сами организаторы, которым, в силу некомпетентности, кажется что всё так просто. А ведь всему надо учиться и организатор туров — непростая и ответственная профессия. Непрофессионализм организатора грозит туристам более серьезными проблемами на туре, чем гид-дилетант, потому что основа тура делается задолго до самого тура именно организатором и от его уровня зависит вообще всё (даже уровень поставленного в тур гида).

Авторские туры — в большинстве своём, пока, увы, не соответствуют профессиональному уровню, ни по гарантиям, ни по безопасности. На курсах авторских туров так и учат — “главное быть уверенным в себе и знать чуть больше клиента”.

Возьмите первый попавшийся авторский тур и увидите, что там даже деятельность ведется с нарушением базовых законов и гарантий, не говоря уже про уровень проработки туров, составленных “по интернету” (но, возможно, это и не важно, главное автор?).

Также, у туркомпаний, которые занимаются всем подряд, увы, каждый отдельный узкоспециальный тур может быть сильно хуже, чем у профессионалов, которые полностью в одной теме.

Мототур у компании, занимающейся только мототурами, будет фантастически и профессионально подготовлен, рафтинг у профессиональных коммерческих рафтеров будет детализирован и проработан.

А вот рафтинг от многопрофильной компании может быть унылым, небезопасным и с непонятными гидами, конный тур могут проводить непонятные люди, первый раз видящие друг друга, а в экскурсионном туре будет экскурсовод «с авито».

Это природа расфокуса — или делаешь что-то одно очень хорошо или многое, но всё посредственно. 

5. Индивидуализация

Алтай, май, снег, ветер, метель, -7 С. Тестируем новые кофты из тревел-кита (с мембраной и защитой от дождика) в боевых условиях.

Этот принцип про то, что пора прекращать ломать организмы или психику туристов «об колено» групповым подходом, а переходить к работе с каждым участником. Вместо отношения как к одной цельной группе, относиться к участникам как к индивидуальностям.

Индивидуализация — это не про индивидуальные туры, где просто отличается маршрут-программа от стандартной или группа маленькая.

Индивидуализация — это подгонка тура (да, даже группового) под конкретного участника: размер одежды и снаряжения, уровень нагрузки и еда и т.п.. Даже возможность альтернатив в туре для некоторых участников.

Индивидуализация — это работа с 10 разными людьми, а не с одной группой из 10 человек. А участники, сюрприз, действительно разные.

К примеру, при страхе лошадей можно пройти сегмент пешком или объехать на машине (что тоже классно), при страхе воды можно не плыть весь сегмент, а только часть, можно даже пройти другой участок или вовсе объехать. На пешем участке можно подключить коня для помощи человеку, который слабее. У ребенка должно быть именно детское снаряжение и детская адаптация прохождения. В велогруппе слабым можно дать электровелосипед, а сильных поднагрузить.

Чтобы такие возможности были, нужно закладывать это на этапе проектирования тура.

Это сложно, это требует бОльших усилий и затрат. И это, конечно же, не всегда работает.

Но даже когда получается не полностью, это всё равно в разы лучше, чем то, что обычно.

Наверное, возникнет вопрос, мол, как делать индивидуализацию, если в группе 20 человек (особенно на 1 гида)? Наверное никак, разве что псевдоиндивидуализацию с подставлением &Имяучастника на футболку.

Но в группах до 10 человек, при разбивке на 2-3 подгруппы, вполне возможна нормальная индивидуализация и человеческое отношение, со снаряжением по размеру, подходящей нагрузкой, едой и альтернативами прохождения.

6. Ультрапланирование

Грязевой сегмент, который, как ни планируй, всегда имеет очень широкие временные допуски на “застрять”.

При “обычном” планировании “крупными мазками” у путешествий часто получается рваный темп — то участники томятся в ожидании непонятно чего, то несутся «галопом по европам», мол, “тайминг, тайминг”. 

На наш взгляд, особенно при узкой специализации и доскональном знании маршрута можно стараться делать более ровное прохождение. 

Тогда, за одинаковое время, но в более спокойном темпе, с запланированным отдыхом и паузами, успевается больше и разнообразнее. 

С тех пор, как мы пробуем ультрапланирование, увеличилась спокойность путешествия при большем охвате (ведь у нас только география 7-дневного тура, как у “обычных” 10 дневных). Не всегда это получается с первого раза, да и вообще не всегда получается, конечно, но тут важно стараться и учиться.
Примеры: 

— Технологии и бэк-офис. К примеру, можно трекать местонахождение группы по спутниковому трекеру (ну или быть в контакте) и перед плановым приездом в кафе заказать ужин, проверить готовность отеля, дать отмашку на истопку бани, а не тратить время на ожидание на месте.

— Параллельные процессы плотнее последовательных. Например, можно ужинать и слушать концерт, вместо отдельно ужина и отдельно концерта. Можно часть пути ехать на велосипедах — и велопрогулка и продвижение по маршруту. Звучит, возможно, банально, но таких мелочей десятки и это колоссальный пласт возможностей.

— Опыт и статистика. К примеру, мы знаем, что по определенному уровню воды участок реки пройдется за 50 минут, а по другому уровню за 70. Какие-то жалкие 20 минут разницы? Но таких сегментиков могут быть 10-ки. В день может набегать по 1-2 часа на более размеренное путешествие. Тут нужен наработанный опыт и знание таких деталей. И если с поездками на транспорте предсказуемее, то на чем-то другом уже нужно собирать статистику. Мы, к примеру, много лет пишем треки прохождений и копим базу данных.

Важно отметить, что чем больше группа, тем больше пустого времени будет в туре, как ни ультрапланируй. 

Многокомпонентный тур, который спокойно проходится группой в 4-5 человек, впритык успевается группой в 8-10 человек и вообще никак не успевается, если группа, скажем, 15 человек (просто потому, что даже чтобы выйти из автобуса в туалет и зайти назад — суммарно сжирает несколько часов в день). 

Поэтому, в бОльших группах нужны или туры в два раза продолжительнее или только «по вершкам» — вышли, сфотались, зашли, такими крупными мазками, ни о какой “глубине” уже речи быть не может.

7. Прохождение маршрутов участниками с разным уровнем подготовки с помощью технологий

С помощью доработанных (в плане безопасности и применимости к нашим рекам) лодочек, мы, с новичками, ходим немыслимые ранее, для индивидуального прохождения, участки. Но даже этим лодочкам мы уже готовим замену на более легкие и лучшие модели, ведь помощь снаряжением можно улучшать и улучшать. Пусть турист этого и не замечает, но мы то знаем) 

Обычно подразумевается, что активные туры — для молодых, стройных, сильных или умеющих.

Но что делать остальным?

Что делать берегущим свое здоровье людям? Что делать тем, кто уже не молод и вместо спорта или физического труда строил карьеру, семью или бизнес? А пожилым или неспортивным?

Если даже молодой и сильный надрывается во многих совоеменных активных турах, то получается для неспортивных людей активные туры вообще закрыты?

Устаревшие — да, закрыты. А вот новые можно проектировать иначе.

Для этого на помощь приходит подбор снаряжения и внедрение его в нужных местах. 

Чтобы человек мог пройти сложный трек по горам и не надорваться, можно использовать ультралегкое снаряжение или помощь (коней, транспорт). 

Чтобы мог проехать велоучасток по горам с остальными — можно использовать электровелосипед.

Чтобы новичок мог путешествовать по горной реке — нужно подобрать специальную лодку.

Молодым и сильным можно «подкрутить мощность», а детям и пожилым облегчить прохождение снаряжением.

Это повышает безопасность, делает проходимыми маршруты, которые ранее были недоступны и уравнивает скорость разных участников в группе. 

С этим надо стараться работать, ведь в результате получается просто фантастика: маленькие дети участвуют наравне с родителями (и всем в кайф, а не как обычно в таких случаях); пожилые родители идут наравне со взрослыми детьми.

Полные и худые, активные и спокойные — не всем одинаково, как в обычных турах, а каждому по силам — с помощью снаряжения.

Правильное снаряжение дает возможность работать в группе более комфортно или вовсе проходить самостоятельно то, что ранее было недоступно.

8. Лучшее, вместо дешевого

Дешевое и плохое (или дорогое, но неподходящее) снаряжение туристы могут купить и сами. Мы, как профессионалы, знающие свои маршруты, должны подбирать самое лучшее снаряжение. Не самое дешевое, как принято (мол, туристы всё убивают, потерпят и плохое), а лучшее. Да, убивают, но в этом и непростая задача — подбирать такое, чтобы сочетало несочетаемое. Давать туристам попробовать правильное и лучшее на турах — об этом этот принцип.Дайте им лучшие рюкзаки, лучшие спальники и палатки, максимально хороший дождевик, сделайте максимально вкусную еду, организуйте максимальную безопасность. Ведь так правильнее,если вам доверяют проведение и платят за него.

Следующий принцип организации туров: лучшее, вместо дешевого.

Туров, которые ориентированы на максимально низкую цену и максимизируют прибыль организаторов, на наш взгляд, уже и так достаточно на рынке.

Туры, где низкая цена или прибыль ставится в приоритет перед комфортом, безопасностью и гигиеной долго не надо искать.

Вот только такие туры, которые можно создавать по интернету из готовых компонентов и/или с дешевым снаряжением, уже лучше и дешевле делать самостоятельно — получится лучше, чем их сделает такой же как вы, организатор-дилетант, ведь тут будете делать для себя.

Потенциальный заработок дилетанта можно потратить на лучшее проведение тура — к примеру, на наш взгляд, лучше купить снаряжение получше и спутниковый телефон и самостоятельно пойти в несложный поход, чем заплатить за плохую организацию тура, где выдадут плохое снаряжение и не будет спутникового.

Сейчас уже достаточно информации и возможностей для простых самостоятельных путешествий — от аудиогидов для автопутешествий до подробных путеводителей и тревел-консультантов.

Зачем платить за плохое, небезопасное дилетантское обслуживание, когда самому можно сделать лучше за те же деньги и время?

Ведь дилетантские туры потратят ваше время на подготовку точно также (к примеру, достаточно заглянуть в «список снаряжения»).

А вот в нормальном платном туризме, на наш взгляд, пора делать лучше, а не дешевле.

Делать на таком уровне, который недоступен не только самостоятельному туристу, но даже опытному одиночке-организатору.

За профессиональные услуги стоит платить, а за непрофессиональные платить — только себе вредить.

Платный туризм, по-хорошему, должен быть или дешевле самостоятельных путешествий (большие группы, базовый уровень обслуживания) или лучше (малые группы и профессиональное обслуживание).

Сейчас же, зачастую, туры и дороже и хуже одновременно, чем индивидуальная самостоятельная организация. Что странно). 

А ведь возможности делать туры лучше уже есть в России.

9. Инстаграмбл

Это довольно непросто — делать симпатично настолько, чтобы клиенты могли с гордостью выкладывать материалы с тура без фильтров. Это огромный пласт работы и такой, не всегда достижимый уровнь, ведь сделать максимально красиво во всех деталях — дорого, долго, и..шаг вперед, два назад. Ведь что-то из симпатичного, оказывается просто неподходящим условиям работы (как, например, автомобиль на снимке) и приходится откатываться к проверенным решениям и начинать поиски заново.

Мы считаем, что в турах должно быть красиво и инстаграмно.

Если снаряжение, то симпатичное, если тропа, то завораживающая, если озеро, то фотогеничное, если безопасность, то не позорная для съемок, если гид, то опрятный, если пикник, то красивый. И так далее).

Но моменты инстаграмности не должны фасадом.

Мы считаем, что это должно быть в каждой детали, это должно быть просто естественным следствием хорошей организации.

Ведь часто бывает, что у туриста, за инстаграмом — всё не так радужно. Часто бывает, что реальность неприглядна, на туре смертная скука, а если снимать его в прямом эфире, то будет стыдновато то за одно, то за другое. Часто бывает, что выкладывают только самое-самое красивое, оставляя за кадром тесноту автобуса, тепличность и слышимость глэмпинга, непрофессионализм персонала или сухомятку перекусов.

Если из тура стыдно выкладывать весь архив съемок без фотошопа, монтажа, обрезки и фильтров, то что-то делается не так.

А, к примеру, если в снаряжении прекрасная девушка превращается в тыкву, то это и вовсе опасно — она будет хотеть его снять побыстрее, чтобы не портить снимки.

Мы знаем какой это огромный объем работы. И не всё получается сразу, но как и со всеми принципами — лучше стараться, чем не стараться.

10. Съемки

То, что мы выкладываем в свой инстаграм снято нами, это фактура с туров и наше оборудование, мы принципиально не используем чужие фото или фотошоп. Но у выкладываемых материалов есть одна особенность — они обезличены, то есть ракурс со спины, издалека или с закрытым лицом. Но, конечно, материалов с тура больше и разных, и именно они и интересны участникам.

Мы считаем, что в турах надо снимать туристов.

Но не просто фоткать у достопримечательностей, так они могут и на свой телефон сфотографироваться. Самый огонь — снимать именно процесс прохождения со стороны, в те моменты, когда туристы заняты этим самым процессом.

Это совсем другой масштаб картинки, совсем другой ракурс и недоступные самим туристам кадры.

Это, потом, дает вторую жизнь путешествию, ведь после туров остаются только впечатления. А снятое – это своеобразный проводник, ключ к памяти, это способ понять масштаб пройденного, пережить заново и с другого ракурса. Конечно, у всех туристов по разному, кто-то наверняка даже не смотрит потом. Но нам кажется важным, чтобы после тура можно было открыть наши материалы и посмотреть как это было, пока они были «внутри».

Не фиксируя процесс, вы лишаете их самого ценного, что остается после туров — крутых воспоминаний, которыми можно гордиться, которые могли бы радовать при просмотре и которыми можно поделиться.

Да, для организаторов это вложения денег и времени –на оборудование, обучение людей и ремонты, обработку и поддержание (компьютеры, серверы, съемочное, счёт уже на миллионы рублей, собираем и пересобираем годами, ведь нельзя просто купить лучшее, должно еще и подходить к работе), нужно делать много «лишней» работы, таскать лишний груз.

Не снимать, безусловно, проще, чем снимать. Тем более в условиях активных туров, когда важно не мешать прохождению и не задерживать процесс. А плохая погода, горы, экстремальные условия использования добавляют (то связь потеряется, то стабилизатор замерзнет, или попробуйте дрон посадить на плывущий по реке пакрафт).

Но, на наш взгляд, современный платный тур не может быть без съемок.

Отсутствие фиксации прохождения — это преступление против впечатлений от тура.

11. Отношение как к человеку: забота, гигиена, разумный комфорт, приватность

Из практики. Любой тур или элемент в туре можно сделать тремя разными способами: плохо, как обычно и хорошо. И часто вопрос даже не в деньгах, а в отношении к людям и своей работе. Ведь если не учиться, не разбираться и не стараться, то хорошие дела, даже с деньгами, получаются плохо.

Забота — это про отношения к клиенту как к человеку. Он должен нормально есть, нормально отдыхать, иметь возможность приватности и личного времени (сотрудников это точно также касается).

И это не про то, как с минимальными вложениями сделать так, чтобы турист не написал отрицательный отзыв).

Это очень грустно писать, но увы, пока относится к клиентам как к скоту в туризме — скорее норма, чем нет (хотя на словах или в выступлениях конечно все ужасно клиентоориентированны).

Посадить в дырявый автобус в мороз зимой — нормально. Обманывать — нормально. Не мыть — нормально. Теснить — нормально. Без кондиционера летом — нормально. Грязный туалет в 200 метрах от номера — нормально. Рюкзак 25 килограмм — нормально. Без гидрокостюма — потерпит. Холодный спальник — ну а что такого.

Вытерпят, съедят, привыкнут, а отзыв и удалить можно, если что).

Так же относятся и к сотрудникам. Работать месяцами без выходных и нормального отдыха — нормально, платить минимально возможную зарплату — нормально. Пока выжимается — выжимай.

Да, Алтай не самый простой регион для организации хороших туров. Но, сюрприз, многое можно делать иначе, стоит начать относиться к клиентам и сотрудникам как к людям, задумываясь не только об отзывах.

12. Без спойлеров

Туристы, конечно, в общих чертах знают что будет, но где конкретно и как — нет. Возьмем велосипеды — известно, что они есть, но какой участок проедется, какая «связка» будет?

Ну это уже чисто наш принцип. Никому его не навязываем, с ним довольно непросто работать в атмосфере всеобщего российского недоверия.

Мы считаем, что для впечатлений туриста лучше, когда он знает меньше о программе, а мы всё максимально готовим за него и под него.

Этот принцип не работает без предыдущих и мы сами только спустя несколько лет подготовки, смогли приблизится к его внедрению.

13. Туризм действия. Участник процесса, а не зритель

«Никогда» — самое частое, что мы обычно слышим от туристов. Никогда не пробовал, никогда не катался, никогда не испытывал. И это нормально, для этого мы и готовимся, чтобы можно было расширить свой кругозор и получить новые впечатления.

Мы считаем, что современный коммерческий туризм — это уже не «посмотрите налево, посмотрите направо» (для таких туров уже аудиогиды лучше подходят).

Современный туризм — это туризм самостоятельно действия. Ведь когда участник проходит непростой маршрут сам, лично, то получает гораздо более широкий спектр впечатлений, чем от обычного смотрения со стороны или транспортировке между точками. Сам, но с правильным снаряжением, под присмотром, безопасно, в команде опытных проводников.

Чтобы понимать разницу, представьте, что вы смотрите ралли Париж-Дакар по телевизору (это аналог осмотра достопримечательностей из окна автобуса под рассказ экскурсовода). Потом представьте, что вы смотрите его уже в пустыне (это вышли из автобуса). Ну а теперь представьте, что вы полноценный участник команды и периодически сидите за рулём или бываете штурманом — вам подготовили машину и есть команда, которая вас ведёт. Да, вам помогают и оберегают, в сложных ситуациях не дают надорваться. Но всё же, разница ого-го).

Пример, может и радикальный, но поможет понять масштаб разницы. Притом, географически это могут быть два совершенно одинаковых маршрута. А вот разница по впечатлениям — драматическая.

14. Честность

Про каждый элемент старательно подготовленного тура, при правильном подходе, не стыдно рассказывать. Каждая таблеточка в аптечке, ткань для кофты, спутниковый оператор или страховой полис — если всё это действительно подбирать под свой тур, то и рассказывать про это можно честно и не стыдясь.

Странно про это писать, но современный туризм должен быть честным. Сейчас такое ощущение, что организаторы постоянно пытаются исхитриться и обмануть туристов — обманная реклама, манипуляции, мелкий шрифт, сноски, хитрые договоры, тонкий расчет на незнание местности или законов.

Также, многим приходится врать и обманывать, потому что если рассказать правду о туре (о нагрузках, об итоговой цене, о реальном комфорте, об уровне гидов), то турист откажется от покупки. И его приходится пичкать «технической правдой».

Но если использовать предыдущие принципы, то врать не придётся. Ведь про хорошо подготовленный тур рассказывать не стыдно.

15. Аутентичность и польза региону

Нам кажется важным, чтобы клиенты на Алтае прокатились именно на алтайской лошади (а она особенная) и именно от местного жителя.

Последний в этой статье, но не менее важный принцип, который, конечно, необязателен, но именно мы его для себя обозначаем как важный.

Мы считаем, что в каждой местности нужно познавать соответствующее этой местности. Нам кажется, что немного странно ехать на Алтай, чтобы пробовать французские вина, еду от московского шеф-повара и слушать гида, приехавшего на заработки из Челябинска.

Алтаю — алтайское. А тут принята простая еда, тут горы и своя культура, тут свой уклад жизни, свой жизненный цикл и экономика.

И гиды тут свои, которые именно тут живут и знакомы с повесткой (это важно — гиды должны жить тут и рассказывать про свой регион, а не «вот как у них тут»).

И да, аутентичность — это совсем не про плохие отели и плохую еду, их-то как раз стоит избегать.

Это, наверное, тонкая грань и туристам, так или иначе, всё равно будет интересно, пусть даже гид просто приехал подзаработать или приехал с ними из их города. Ведь туристы тоже тут не живут и всё примут за чистую монету, да и местные гиды не всё умеют.

Но мы считаем, что современный туризм, как раз и должен показывать аутентичность нового для туристов региона (но безопасно и комфортно).

Ведь мир и так глобализован и многое похоже. А если, вдобавок, с вами, по разным регионам, ездит один и тот же гид (например из Москвы) и один и тот же повар с одними и теми же винами и блюдами, то все регионы будут на одно лицо. Одни и те же истории, один и тот же уровень глубины и новизны (разве что кроме посещения точек).

Сколько бы неместный гид не посещал регион до вашего тура, он всё равно не сможет быстро «пропитаться» им так, как пропитываются живущие здесь всё время.

Но тут кому уж что больше важно, именно нам кажется что так правильнее.

Вторая сторона работы с аутентичностью — польза от туризма местным сообществам и экономике (с этим не всё однозначно, так как туризм может и разрушать регион — об этом важно помнить и развивать бизнес так, чтобы пользы было больше, а вред стараться минимизировать).

Статьи из цикла:

  1. Отличие современного подхода к туризму от привычного
  2. Принципы современного активного туризма (с примерами).
  3. Подход к аптечке.
  4. Современные походы с палатками. Какими фантастическими, но проходимыми даже для детей и пожилых, могут быть сложные маршруты.
  5. Почему ваш подход к безопасности туров безнадёжно устарел.
  6. Современные активные туры для тех, кому раньше они были недоступны — детей, неспортивных или пожилых людей.
  7. Почему обычные индивидуальные туры совсем не индивидуальны.
От автора

Совершенно нормально, оглядываясь назад, видеть какой посредственный продукт ты делал раньше. Так и происходит развитие.

Мы прошли путь от самой обычной туристической компании у которой был обычные туры. И если вспомнить моменты из работы десятилетней давности, то были и заезды, в которые отправляли гидов-новичков, были и туры с неместными гидами, и с недоработанной безопасностью, и с непроверенным маршрутом, и с плохим транспортом.

Оглядываясь назад, понимаешь, что неопытность организатора — это, на самом деле, опасно для туристов. Просто потому, что в первые годы, в силу своей некомпетентности, мы даже не всегда понимали масштаб возможных проблем, ответственности и уровень рисков (а ведь у нас за плечами уже были годы собственного туризма и работы гидами). Поэтому, порой, сейчас так страшно за туристов пытающихся купить какой-нибудь сильно дешёвый тур у неопытных организаторов (лучше уж совсем не покупать, если денег не хватает).

Оглядываясь назад, понимаешь, что старые туры были очень плохим продуктом. Вот только за 10 лет рынок особо никуда вперёд не ушёл (а по уровню компетенций персонала, наоборот, кажется даже просел).

Старые туры, в современных реалиях, выглядят всё более странными. Ведь если 10 лет назад для многого не было возможностей и технологий, то сейчас они уже есть.

У нас принципов и «пунктиков» больше (ведь мы хотим делать лучший тур в мире). Но не все они нужны и применимы на массовом рынке.Поэтому те, что перечислены выше — предварительно отобраны, нами опробованы на своих старых турах и более-менее универсальны. И даже подходят массовым турам.

Какие-то пригодятся, какие-то нет. Но теперь вы про них знаете. А путь к улучшениям и начинается с подобного расширения кругозора.

 

Собираетесь на Алтай впервые?

Специальная рассылка для тех, кто собирается на Алтай в первый раз. Без рекламы.

Помогаем разобраться как не попасть впросак. Рассказываем об уловках туроператоров, скрытых расходах, безопасности.
Выходит 10 лет и уже сэкономила деньги и время тысячам людей.