Безусловное право на приватность?

Автор: Кирьянов Алексей
Безусловное право на приватность?

Мы видим многие из тех фотографий, что выкладывают с наших туров гости. Многие из них такие классные, что возникает желание перепостить их к себе.
Но этично ли делать такой перепост к себе из открытых аккаунтов своих клиентов (про закрытые даже вопросов нет)?


Сделали опрос, клиенты и сочувствующие ответили. Кто-то говорит "это нормально", кто-то говорит "нет, не стоит", кто-то говорит, что просто надо спросить у авторов.

Но вопрос не так прост как кажется

И он не про публикации даже, а, скорее, про отношение. Этично ли вообще рассказывать и раскрывать тем или иным образом, тайну покупок клиентов и их траты? Этично ли использовать лица клиентов и самих клиентов в своей рекламе (а аккаунт инстаграм к ней также относится, чего уж лукавить). Этично ли использовать клиентов для своего продвижения (давая на них ссылки, например)? Ключевое слово – “использовать”, которое тут совсем не положительное.

Почему-то считается нормальным, что если клиент купил тур и приехал, то бизнес имеет право показывать это всему миру. Имеет право снимать клиента, выкладывать его фотографии и видео. Просить (хочется написать “заставлять”, судя по некоторым видеозаписям) сняться для видеоотзыва, монтировать и публиковать его. Но должен ли клиент это бизнесу? Комфортны ему эти ваши просьбы (даже о текстовом отзыве), приятны ли ваши действия “по умолчанию” (съемки и публикации)? Не использует ли бизнес его (за его же деньги)? 

Может ли он управлять распространением своих изображений в интернете? Могут ли ваши публикации нанести ему это какой-то вред (прямо или опосредованно, сейчас или потом)? Если вдруг он решит удалить свои фото из сети (например, пойдет работать на секретную службу), то сможет ли он это сделать?

И вот на эти вопросы, на наш взгляд, ответы только отрицательные. Нет, не имеет права выкладывать, нет, клиент не должен продвигать бизнес, нет, часто просьбы некомфортны (а отказать неудобно). Единственный положительный ответ – да, бизнес таким образом, использует клиента для своей пользы за его же деньги. 

Также, публикация и перепосты нарушают тайну покупок и трат покупателя, ведь возможно ему не хочется чтобы все узнали за сколько и что он покупает. Да, даже перепосты из открытых аккаунтов.

Дело в том, что да, можно своими публикациями формально и не нарушать законодательство (да и большинство договоров туроператоров вводят много плохого для туриста, ведь подписываешь всё скопом, а там много разных пунктов), но что если смотреть со стороны такта, этики, деликатности и корректности? Хотели бы вы сами, чтобы вас так использовали? Или предпочли бы бережное отношение к своей приватности? Для понимания, представьте, что аптеки, секс-шопы, банки, да даже просто бытовые магазины рассказывают о ваших покупках и тратах и тегают вас в рекламе, своих постах и сторисах?

Но что делать?

Ведь без красивого инстаграма с лицами туристов, "видеоотзывов довольных клиентов”(а других и не бывает на сайтах), съемок с туров "слона не продашь" – клиентов найти будет сложнее, люди идут на людей и вот это вот всё. И это проблема. Нельзя ведь просто написать “у нас хороший тур, мы вас не обманем и хорошо отработаем”, в России в такое никто не верит, нужны доказательства)). 

Мы сами постепенно приходим к тому, что к приватности клиентов и их душевному комфорту хочется относиться всё бережнее и бережнее. Это ближе нам по духу, это больше нравится и кажется более правильным. Да, мы много снимаем гостей во время туров и материалов предостаточно – и портретов и съемок в процессе активностей (это всё то, что отдаем потом им). Но в сеть от нас попадают материалы, на которых идентификация затруднена – снято издалека, со спины, с высоты, с закрытым лицом (шлем или маска) и т.п. 

А что с перепостами?

Для себя мы решили, что “по умолчанию” – нет. Иногда, когда аккаунт открыт и нас явно тегают. Иногда, когда очень хочется – шикарная фотка (а они прям огненные бывают) или повод – и человек дает явное согласие на публикацию (это при уже подписанном согласии в договоре, у нас отдельное приложение на этот счет).
Да, можно спрашивать разрешение на публикацию, но нужно понимать, что это может ставить человека в неудобное положение –  отказать как-то неудобно, но дискомфорт от вопроса есть. Поэтому этим лучше не злоупотреблять.

Что в итоге?

Тут как обычно – отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие)). Это только кажется, что можно "просто не публиковать лица". На деле пришлось перестроить процесс съемок, потому что надо снимать не “из группы”, а с радиальных точек. А это и отдельные люди и отдельное оборудование. И материалы постепенно, за несколько лет, стали такими, какими мы их когда-то запланировали и которые хорошо вписались в туры-приключения (но это уже тема отдельного поста).



Еще по теме:


357afb53-6c3e-4b80-ba78-336df8db76a1.png


Бытует мнение, что институт репутации в России умер, мол, что бизнес не делай, репутация ни на что не влияет и самые успешные и массовые бизнесы могут быть бизнесами, которые все ругают (например, сетевые магазины). Но, возможно, это пока у людей нет выбора и, из-за низких доходов, они вынуждены пользоваться услугами ненавидимых ими бизнесов. В таких случаях репутация действительно мало влияет на продажи – деваться-то некуда.

Точно также в сегменте самых недорогих туров – клиенты вынуждены соглашаться с условиями плохих договоров и некомфортными для себя запросами и публикациями, потому что "цена решает". И плохая репутация, тот или иной обман, хамское отношение к клиентам не мешает таким туроператорам процветать. Но это не значит, что нет тех, кто имеет хорошую репутацию, бережет приватность и душевный комфорт своих клиентов. Они есть – и отличные частные гиды, и крутые гостиницы, и организаторы туров. Вот только, зачастую, у них даже соцсетей для публикации клиентов нет, некогда и незачем, потому что, несмотря на цены выше рынка, им некогда – работы много, а наработанная за долгие годы репутация работает лучше инстаграма.

Алексей Кирьянов (FB, Inst)


Рассылка "Секреты отдыха на Алтае" для тех, кто собирается на Алтай впервые

9 - Edited (2).pngЕсли вы собираетесь на Алтай, то скорее всего начали по крупицам собирать информацию по интернету: как, что, где, сколько стоит, маршруты, брони, достопримечательности, туры. И это большой труд и затраты времени.

Наша рассылка — это несколько писем плотной структурированной информации, ссылки на проверенные места и ресурсы, ответы на вопросы.

Оставьте электронную почту или подпишитесь в Телеграме

Ещё интересное


В блоге мы пишем советы путешественникам, отвечаем на вопросы, рассказываем про Алтай.


Короткой строкой
24.09.2020
  • 57
Автор: Кирьянов Алексей
Тревел-кит как помощник в получении впечатлений? Да. Но что если он поможет их сохранить?
10.08.2020
  • 113
Автор: Кирьянов Алексей


Вернуться к списку записей


Контакты