С чего начать новый цикл статей?
Многое уже написали, поэтому начнём со среза — что изменилось за последние годы, а что осталось прежним, что нового появилось, каково Алтаю и туристам в новых реалиях.
О том, как всё идеально и прекрасно, можно прочитать и в интернете, тут же расскажу о том, что стоит иметь ввиду.
Когда лучше ехать на Алтай?
Тут — плюсы и минусы сезонов. Природный колорит не изменился — прекрасная зима, красочно расцветающая весна, жаркое лето, фантастическая осень. Как и раньше, не стоит ехать в конце октября-ноябре и ранней весной (в конце марта-начале апреля).
А вот другие детали стали сильнее влиять на поездку.
Теперь, я бы не рекомендовал ехать на Алтай:
- в любые национальные праздники,
- не рекомендовал бы июль и август.
В эти периоды слишком много людей. Даже, в некогда тихих местах, толпы. Это может кому-то нравится, кому-то нет, но когда ночную тишину прекрасного горного озера нарушает громкая музыка и пьяные крики — как-то не очень).
Если не хотите стоять в очередях к достопримам, канатным дорогам и искать ракурсы на фотках «чтобы без людей», то популярные периоды лучше исключить или уж планировать места потруднодоступнее.
Недооценены май (который после майских), сентябрь, начало-середина октября. Да, может не повезти с погодой, но, черт возьми, есть шанс нарваться на просто сногсшибательную красоту.
Билеты и как добираться
Когда-то писали, что можно добираться через Новосибирск или Барнаул, билеты в Горно-Алтайск стоили фантастических денег)).
Всё, забудьте. В большинстве случаев лететь стоит только до Горно-Алтайска и не терять время, силы и деньги на логистике из соседних городов.
Также, теперь надо учитывать при покупке туров и расчёте суммы «в круг», что багаж на рейсах становится платным, а значит список снаряжения, который рекомендует организатор, прибавляет к общей цене тура.
Зачем ехать и в чем изюминка
Очевидно, что у каждого своя мотивация к поездке — кому-то хочется именно на Алтай, у кого-то границы закрыты, кто-то просто билеты на распродаже купил, кто-то едет за фоточками.
Здесь универсального совета нет. Алтай не уникален в видовом плане (те или иные пейзажи есть и в других местах мира), не 100% уникален он и по своей культуре, кухне или природно-животному составу.
Но вот в комплексе, по совокупности доступности и дикости, большого размера и компактности, разнообразию ландшафтов и маршрутов, малонаселенности, жизненному укладу, в общем, по комбинации характеристик — такой регион еще поискать надо.
На мой взгляд, Алтай хорошо подходит, чтобы переключаться с привычной среды. Потому что, для большинства людей, тут будет вообще не так как привыкли.
Не стоит особо вестись и на популярность мест. Марс, Гейзерово озеро и т.п. — это не те места, именно ради которых стоит ехать, они просто стали популярны в силу своей доступности, инстаграмности и удобности для посещения (вообще, кажется, что от них больше разочарования в итоге у туристов).
А ведь есть совершенно фантастические маршруты, на фоне которых популярные места выглядят проходными и обычными. К тому же, всё как-то свелось к «посмотреть», а осмотр — лишь один из каналов получения впечатлений. Попробуйте проехать Чуйский тракт на велосипеде (или электровелосипеде), вместо автобуса — ощутите колоссальную разницу.
Розовые очки
Несмотря на то, что в рекламных материалах сервис на Алтае развивается семимильными шагами — не ведитесь. Да, местами появляются новые турбазы и туроператоры. Но это все равно еще даже не зародыш сервиса, слишком молод пока рынок, нужны десятилетия, мы ведь лет на 100 отстаём.
Тем более Алтай, он же ведь всегда был малонаселен. И тысячи лет жил без туристов. И туристы, до сих пор, лишь редкие гости в короткий туристический сезон. Да, тем, кто приезжает в июле может показаться, что это мекка туризма, но 9-10 месяцев в году — это не так. И туризм, для многих местных, занятие скорее вынужденное, порой они даже не особо рады нарушению привычного уклада (а ведь тут свой уклад и особенный цикл жизни).
В общем, глупо ждать европейского сервиса от места, столь категорично мало похожего на Европу или города — нужно понимать куда вы едете и не удивляться, что где-то в горах на ваши деньги не особо бросаются с сервисом и обслуживанием, а даже наоборот, иногда как будто делают одолжение. Просто тут есть ценности поважнее денег — отдых, свободное время, ничегонеделание, семья, хозяйство, заготовки на зиму, просто иногда не хочется работать или устал, не нравится человек и т.п. Да и многие могут прекрасно прожить без денег туристов.
А то часто приходится слышать, как туристы приехали в горы вечером и удивлялись, что хозяин базы не спешил их обслуживать или даже не хотел заселять. «Вот же мы ему деньги привезли, почему он не хотел ничего делать?», — сетуют потом они. Но судят-то со своей колокольни, а надо иметь ввиду, что в горах «немного» не так как в городах.
Алтайские турбазы
Тут особо ничего не поменялось. Большинство турбаз, по-прежнему «ни туда, ни сюда», соотношение цена/качество, в основном, спорное)). Многие объекты строят с ограниченным бюджетом и они устаревают еще на этапе строительства. У многих непонятно позиционирование или нет консистентности — например, приятные номера с заявкой на люкс, но из-за плотной застройки соседи мешают.
Да, уже спланировать маршрут по Алтаю, чтобы жить прилично — можно (но, надо сказать, часто это дороговато и надо планировать перепробеги).
В последние годы стали появляться глэмпинги. И тут, на мой взгляд вот что — они уместны в диких местах и горных локациях, но не очень уместны в огородах туристической зоны и населенных пунктах. Так же, они не очень комфортны для проживания и переоценены.
Да, это может быть инстаграмно. Но кто хоть раз пожил в глэмпинге на солнцепеке (это же самая настоящая теплица) и послушал звуки соседа по номеру в туалете, понимает, что лучше все-таки нормальный номер, чтобы звукоизоляция, какая-то приватность и комфорт.
Если фоточка дороже, то, наверное, стоит выбирать.
Если нет альтернатив, если ни разу не пробовали, если локация бомбическая — стоит.
В остальных случаях, при наличии в доступности нормальных отелей — приятнее жить в номере, а глэмпинги использовать в диких местах, где им, собственно, и место, откуда они и взялись.
Особенно странно выглядят глэмпинги, где с территории турбазы в туристическом месте выжимают максимум, такой своеобразный «люкс для бедных» — не особо комфортно, про уединение можно забыть, но зато фотки красивые).
Мне понятно почему их строят — строительство в разы дешевле. Но непонятно зачем ими пользоваться при наличии нормальных мест размещения (кроме эффекта новизны). Ведь глэмпинги — это изначально про дикую местность, уединение и более-менее нормальный комфорт в местах, где не приживаются нормальные отели. А у нас как-то наоборот получается).
Походы с палатками
Когда мы начинали проводить туры в 2009 году, то закупили самое дешевое палаточно-походное снаряжение. За него быстро стало стыдно и пришлось его выкинуть.
В 2014 мы использовали снаряжение на 8 из 10 баллов, оно уже было легкое и комфортное даже по текущим меркам, был горячий душ и, иногда, даже белый туалет.
Потом мы долго не проводили туры с палатками, но то снаряжение, которое есть сейчас на рынке (мы постепенно снова закупаем и изучили рынок) — это уже «небо и земля». Легкое, технологичное, красивое, космические ткани, сногсшибательная еда, комфорт, тепло. В такой поход не стыдно пригласить людей.
Но что используют туроператоры сейчас? То же самое снаряжение уровня 10-20-летней давности.
Меня это ставит в тупик. Это неправильно, я не понимаю зачем насиловать людей 20-30 килограммовыми рюкзаками, мучать их неделями вонючим неопреном, заставлять страдать от плохой гигиены. Уже можно делать хорошо и отлично, прошли те времена, когда походы неизбежно были испытанием и адской перегрузкой, уже ведь всё есть чтобы не калечить людей морально и физически.
Современные походные туроператоры (я пересмотрел десятки списков вещей), в большинстве своем, — это, как будто в век электромобилей и айфонов, ездишь по мегаполису на лошади, в лаптях и зажигаешь костёр, чтобы «послать СМС»)). Да, есть ценители и такого, но в целом, всё ребята, времена костров прошли, удобнее написать в Телеграм.
И я понимаю, когда частное лицо экономит и покупает для себя снаряжение начального уровня.
Но если вы профессионально организовываете походы, это ваш бизнес и репутация, то как-то уже бессовестно такое выдавать клиентам (или не выдавать вовсе, перекладывая ответственность на клиента).
Пора забыть о 20-ти килограмовых рюкзаках и замерзании на сплавах, даже 10 килограмм в походе — это много, даже снег и осень — не повод мерзнуть во время путешествия по реке (если интересно, то могу рассказать как уже можно делать походы, уверен, что пройдете все стадии — отрицание, злость, торг, депрессия и принятие))).
Цены
Что изменилось по ценам? Глобально ничего — цены стабильно растут и будут расти.
На Алтае, по-прежнему, дорого для регионов и нормально для столиц. А цены (за исключением разве что некоторых массовых автобусных туров) — экономически обоснованы и другими наврядли будут.
Можно сколько угодно говорить » а вот в Европе я за эти деньги…», пока не начнете делать тут бизнес. Могу сказать, что многие цены еще и низкие. И в той же Европе, при сходных вводных, тоже самое стоило бы еще и дороже.
А на Алтае пока не все умеют считать экономику бизнеса в долгую, экономят на зарплатах, качестве и налогах (просто не платят их). Если делать правильно, хорошо, надолго и по-рыночному, то цены вырастут еще. Или не вырастут, но станет «850 грамм йогурта вместо литра», что уже мы и наблюдаем (про это расскажу в следующем письме).
Самостоятельные путешествия
Про самостоятельные путешествия уже есть лонгрид с примерами. В связи с наплывом туристов, кто «просто купил билет» и хочет посмотреть самостоятельно Алтай, актуальность самостоятельных путешествий выросла. Но вот загвоздка — Алтай, по-прежнему, почти никак не приспособлен к ним).
Я даже не знаю менее подходящий для этого туристический регион — общественный транспорт не развит, блаблакар полумёртвый, связь толком не работает в горах (и если позвонить еще можно, то приложения уже тупят). Это я про самые доступные места, а если говорить о походах в горах, то всё еще печальнее.
Невозможно даже толком написать гайд по самостоятельным путешествиям — ничего нельзя гарантировать, такие путешествия даже не спланировать толком, сплошное страдание и потеря времени, если честно. Не всё так плохо, ездить можно. Но надо быть устойчивым к стрессу).
А самое главное, если между точками даже нашли транспорт (маршрутка или самолет, сейчас летают в Усть-Коксу или Кош-Агач), то весь цимес Алтая как раз в путешествии не по воздуху — это ведь как одна большая неспешная экскурсия. И если просто перенестись из А в Б, то упускается куча всего интересного.
Остаётся вариант с прокатной машиной.
Особенности проката автомобилей на Алтае
Мы писали про это, если собираетесь брать машину в прокат, обязательно прочитайте.
Вкратце — ничего не поменялось, только закрылись некоторые добротные прокаты (плюнули, с такой рентабельностью и проблемами, мука, а не бизнес).
В целом, в пик сезона, на прокат особо не стоит рассчитывать. Машин мало, цены удивят, машины не первой свежести, в сезон непонятно с наличием.
Плохие дороги, их незакольцованность, отсутствие автосервисов делает путешествие на прокатной машине немного лотереей в которой нельзя выиграть — высока вероятность проиграть, может разве что пронести.
Состояние прокатных машин — иногда просто опасно ездить по горам. Надо всё проверять, могут быть неисправны тормоза, оторвана подвеска, перегрет двигатель. Даже если владелец будет про это знать, то часто ему негде и некогда ремонтировать, сезон ведь. Нужно понимать, что в Республике Алтай нет ни одного автодилера и автосервиса к нему (кажется был один неофициальный с тракторами и УАЗиками), соответственно, ближайший ремонт новых современных машин —в 250 километрах в крупном городе, запчасти тоже на заказ.
Машины брать можно, особенно если только по асфальту прокатиться или есть опыт езды по плохим дорогам и горам. Но нужно понимать, что это не по ОАЭ кататься и, в случае проблем, которые на плохих дорогах случаются чаще, решать их не очень просто.
Безопасность
Про безопасность много писали. Тут ничего особо не поменялось — Алтай безопасен если едете в простой автобусный тур по асфальту и надо быть предельно внимательным, если собираетесь в горы. Как правило, безопасность в горах — довольно дорогой, но невидимый (пока всё хорошо), процесс.
Поэтому им многие пренебрегают. А этого, если свою жизнь и здоровье не на помойке нашли, не стоит делать — авось может дорого обойтись.
И, увы, регулярно, обходится — ежегодно смерти, травмы, брошенные туристы, сорванные спины, застуженные почки.
Безопасность — это ведь не только про жизнь, смерть, травмы, вызов МЧС или эвакуацию, это еще и про физическое и моральное здоровье, избегание перегрузок и отложенных последствий.
Берегите и любите себя и свой организм, не надрывайтесь, холите себя, лелейте себя, балуйте себя. Вам с собой еще долго жить.
Я прям уверен, что не стоит экономить 1000 рублей, чтобы потратить потом на, порой безрезультатное, лечение в 100 раз больше.
И уверен, что не осталось никаких разумных причин или отговорок, чтобы подвергать свою жизнь в походах такому риску, но при этом не оставлять шансов даже на попытку спасения (например, не брать спутниковую связь — это вообще за гранью понимания).
То, как пренебрегают базовой безопасностью даже в коммерческих турах в 2021 году, не выдерживает никакой критики — уже всё можно делать лучше, главное захотеть. У меня порой даже слов нет, наверное уже никогда не пойму, зачем так надеяться на авось и что заставляет так поступать, когда вот же, уже можно делать нормально и намного лучше (организаторы, читающие эту статью, это ведь к вам вопрос — ну испанский стыд же, надеяться, к примеру, на какую-то рудиментарную регистрацию в МЧС, купите на крайний случай хотя бы старенький SPOT на Авито себе).
Как спросить
По ссылке есть форма (она анонимная, хотите — подпишитесь и оставьте контакт для ответа). Если интересна какая-то тема, напишите туда, поставим в список.
Кто задавал вопросы и но не оставил адрес для обратного ответа — оставляйте контакт или просто спрашивайте в Чате. Иначе некуда ответить, а статьи готовим долго.
От автора
(обычно в этом блоке слово редактора)
Как и обычно (а статьи не исключение), мы больше рассказываем историю не про конкретные факты, а про принципы (ну, иногда, с примерами).
Идея в том, что совокупность честных рассказов лучше для всех — мы рассказываем что сами знаем, но считаем, что читатель способен сам решить, что ему лучше подходит.
Люди разные, потребности и возможности у них разные, а мы — лишь одно из спектра мнений. Истина где-то посередине.
Но в некоторых вопросах конечно, мы можем быть и категоричны.
К примеру, нам недавно сказали, что мол, вот у вас-то конечно цены высокие, вы можете себе позволить всю эту безопасность бестолковую(!) делать и спальники по 50 т.р. покупать)).
Но, на самом деле, всё с точностью наоборот и дело вообще не в ценах.
Во-первых, туры-то может и дорогие, но и расходы в них такие, что рентабельность недорогих палаточных и автобусных туров нам только снится (мы эту экономику знаем, так как раньше их проводили, и, честно скажу — даже не питайте иллюзий, в недорогих турах «наценка» на клиента выше в несколько раз, а вложений и расходов меньше, хоть никто не верит обычно)).
Дорогие продукты — это же вообще не про быструю окупаемость и высокую рентабельность.
Там, где дешевые массовые туры уходят в космический прибыльный отрыв, у дорогого немассового тура только-только начинает формироваться клиентская база, а прибыль еще в мечтах.
Во-вторых, именно на массовых турах, где просто в силу статистики и более сложного процесса притирки в большей группе (а во время притирки, статистически, вероятность ЧП возрастает), нужно не жаться на безопасность, на хорошее снаряжение, на хорошую связь и дополнительных гидов. Рентабельность позволяет, мы точно знаем.
И в этом вопросе да, мы категоричны — какие бы туры или продукты ты не делал, нельзя вредить людям с целью экономии. Даже, если в качестве оправдания — низкая цена.