Глава 23. Алтай. Что изменилось к 2021 году — Эквесто | Максимально полные впечатления от Алтая Глава 23. Алтай. Что изменилось к 2021 году — Эквесто | Максимально полные впечатления от Алтая

Глава 23. Алтай. Что изменилось к 2021 году

Содержание статьи:
  1. Когда лучше ехать на Алтай?
  2. Билеты и как добираться
  3. Зачем ехать и в чем изюминка
  4. Розовые очки
  5. Алтайские турбазы
  6. Походы с палатками
  7. Цены
  8. Самостоятельные путешествия
  9. Особенности проката автомобилей на Алтае
  10. Безопасность

С чего начать новый цикл статей? 

Многое уже написали, поэтому начнём со среза — что изменилось за последние годы, а что осталось прежним, что нового появилось, каково Алтаю и туристам в новых реалиях.

О том, как всё идеально и прекрасно, можно прочитать и в интернете, тут же расскажу о том, что стоит иметь ввиду. 

Когда лучше ехать на Алтай?

Сколько насчитаете людей?

Тут — плюсы и минусы сезонов. Природный колорит не изменился — прекрасная зима, красочно расцветающая весна, жаркое лето, фантастическая осень. Как и раньше, не стоит ехать в конце октября-ноябре и ранней весной (в конце марта-начале апреля).

А вот другие детали стали сильнее влиять на поездку.

Теперь, я бы не рекомендовал ехать на Алтай:

  • в любые национальные праздники,
  • не рекомендовал бы июль и август.

В эти периоды слишком много людей. Даже, в некогда тихих местах, толпы. Это может кому-то нравится, кому-то нет, но когда ночную тишину прекрасного горного озера нарушает громкая музыка и пьяные крики — как-то не очень).

Если не хотите стоять в очередях к достопримам, канатным дорогам и искать ракурсы на фотках "чтобы без людей", то популярные периоды лучше исключить или уж планировать места потруднодоступнее.

Середина октября порой бывает совершенно прекрасна

Недооценены май (который после майских), сентябрь, начало-середина октября. Да, может не повезти с погодой, но, черт возьми, есть шанс нарваться на просто сногсшибательную красоту.

Билеты и как добираться

В пик сезона аэропорт Горно-Алтайска перегружен. От потока лоукостеров трещит по швам в буквальном смысле

Когда-то писали, что можно добираться через Новосибирск или Барнаул, билеты в Горно-Алтайск стоили фантастических денег)).
Всё, забудьте. В большинстве случаев лететь стоит только до Горно-Алтайска и не терять время, силы и деньги на логистике из соседних городов.

Также, теперь надо учитывать при покупке туров и расчёте суммы "в круг", что багаж на рейсах становится платным, а значит список снаряжения, который рекомендует организатор, прибавляет к общей цене тура.

Зачем ехать и в чем изюминка

Один из лучших в мире участков для рафтинга находится на Алтае. Гигантский объем воды, захватывающие дух размеры порогов, но, с хорошими гидами, вполне безопасно даже для новичков. Абсолютно дикий участок, нет даже пеших троп. Ежегодно тут проводится семинар мировых рафтинговых держав и уникальная гонка-марафон.

Очевидно, что у каждого своя мотивация к поездке — кому-то хочется именно на Алтай, у кого-то границы закрыты, кто-то просто билеты на распродаже купил, кто-то едет за фоточками.

Здесь универсального совета нет. Алтай не уникален в видовом плане (те или иные пейзажи есть и в других местах мира), не 100% уникален он и по своей культуре, кухне или природно-животному составу.

Но вот в комплексе, по совокупности доступности и дикости, большого размера и компактности, разнообразию ландшафтов и маршрутов, малонаселенности, жизненному укладу, в общем, по комбинации характеристик — такой регион еще поискать надо.

На мой взгляд, Алтай хорошо подходит, чтобы переключаться с привычной среды. Потому что, для большинства людей, тут будет вообще не так как привыкли.

Не стоит особо вестись и на популярность мест. Марс, Гейзерово озеро и т.п. — это не те места, именно ради которых стоит ехать, они просто стали популярны в силу своей доступности, инстаграмности и удобности для посещения (вообще, кажется, что от них больше разочарования в итоге у туристов).

А ведь есть совершенно фантастические маршруты, на фоне которых популярные места выглядят проходными и обычными. К тому же, всё как-то свелось к "посмотреть", а осмотр — лишь один из каналов получения впечатлений. Попробуйте проехать Чуйский тракт на велосипеде (или электровелосипеде), вместо автобуса — ощутите колоссальную разницу.

Розовые очки

К примеру, в Чулышманской долине до сих пор нет какого-то более-менее приличного проживания. Вы можете увидеть "ниточки" ведущие к "удобствам", которые логичнее было бы назвать "неудобствами")


Несмотря на то, что в рекламных материалах сервис на Алтае развивается семимильными шагами — не ведитесь. Да, местами появляются новые турбазы и туроператоры. Но это все равно еще даже не зародыш сервиса, слишком молод пока рынок, нужны десятилетия, мы ведь лет на 100 отстаём.

Тем более Алтай, он же ведь всегда был малонаселен. И тысячи лет жил без туристов. И туристы, до сих пор, лишь редкие гости в короткий туристический сезон. Да, тем, кто приезжает в июле может показаться, что это мекка туризма, но 9-10 месяцев в году — это не так. И туризм, для многих местных, занятие скорее вынужденное, порой они даже не особо рады нарушению привычного уклада (а ведь тут свой уклад и особенный цикл жизни).

В общем, глупо ждать европейского сервиса от места, столь категорично мало похожего на Европу или города — нужно понимать куда вы едете и не удивляться, что где-то в горах на ваши деньги не особо бросаются с сервисом и обслуживанием, а даже наоборот, иногда как будто делают одолжение. Просто тут есть ценности поважнее денег — отдых, свободное время, ничегонеделание, семья, хозяйство, заготовки на зиму, просто иногда не хочется работать или устал, не нравится человек и т.п. Да и многие могут прекрасно прожить без денег туристов.

А то часто приходится слышать, как туристы приехали в горы вечером и удивлялись, что хозяин базы не спешил их обслуживать или даже не хотел заселять. "Вот же мы ему деньги привезли, почему он не хотел ничего делать?", — сетуют потом они. Но судят-то со своей колокольни, а надо иметь ввиду, что в горах "немного" не так как в городах.

Алтайские турбазы

Из этого глэмпинга часто попадаются фотографии "люксового отдыха" в инстаграме. Не верьте — это просто огород с "теплицами для людей" возле дороги, а рядом есть нормальные отели

Тут особо ничего не поменялось. Большинство турбаз, по-прежнему "ни туда, ни сюда", соотношение цена/качество, в основном, спорное)). Многие объекты строят с ограниченным бюджетом и они устаревают еще на этапе строительства. У многих непонятно позиционирование или нет консистентности — например, приятные номера с заявкой на люкс, но из-за плотной застройки соседи мешают. 

Да, уже спланировать маршрут по Алтаю, чтобы жить прилично — можно (но, надо сказать, часто это дороговато и надо планировать перепробеги).

В последние годы стали появляться глэмпинги. И тут, на мой взгляд вот что — они уместны в диких местах и горных локациях, но не очень уместны в огородах туристической зоны и населенных пунктах. Так же, они не очень комфортны для проживания и переоценены.

Да, это может быть инстаграмно. Но кто хоть раз пожил в глэмпинге на солнцепеке (это же самая настоящая теплица) и послушал звуки соседа по номеру в туалете, понимает, что лучше все-таки нормальный номер, чтобы звукоизоляция, какая-то приватность и комфорт.

Если фоточка дороже, то, наверное, стоит выбирать.
Если нет альтернатив, если ни разу не пробовали, если локация бомбическая — стоит.

В остальных случаях, при наличии в доступности нормальных отелей — приятнее жить в номере, а глэмпинги использовать в диких местах, где им, собственно, и место, откуда они и взялись.

Особенно странно выглядят глэмпинги, где с территории турбазы в туристическом месте выжимают максимум, такой своеобразный "люкс для бедных" — не особо комфортно, про уединение можно забыть, но зато фотки красивые).

Мне понятно почему их строят — строительство в разы дешевле. Но непонятно зачем ими пользоваться при наличии нормальных мест размещения (кроме эффекта новизны). Ведь глэмпинги — это изначально про дикую местность, уединение и более-менее нормальный комфорт в местах, где не приживаются нормальные отели. А у нас как-то наоборот получается). 

Походы с палатками

У походов с палатками сложилась репутация — тяжело, некомфортно и т.п. Но в 2021 году уже можно делать и комфортно и не тяжело. И это не просто только про вес снаряжения, а про общий комфорт и приятность путешествий

Когда мы начинали проводить туры в 2009 году, то закупили самое дешевое палаточно-походное снаряжение. За него быстро стало стыдно и пришлось его выкинуть.

В 2014 мы использовали снаряжение на 8 из 10 баллов, оно уже было легкое и комфортное даже по текущим меркам, был горячий душ и, иногда, даже белый туалет.

Потом мы долго не проводили туры с палатками, но то снаряжение, которое есть сейчас на рынке (мы постепенно снова закупаем и изучили рынок) — это уже "небо и земля". Легкое, технологичное, красивое, космические ткани, сногсшибательная еда, комфорт, тепло. В такой поход не стыдно пригласить людей.

Но что используют туроператоры сейчас? То же самое снаряжение уровня 10-20-летней давности.

Меня это ставит в тупик. Это неправильно, я не понимаю зачем насиловать людей 20-30 килограммовыми рюкзаками, мучать их неделями вонючим неопреном, заставлять страдать от плохой гигиены. Уже можно делать хорошо и отлично, прошли те времена, когда походы неизбежно были испытанием и адской перегрузкой, уже ведь всё есть чтобы не калечить людей морально и физически. 

Современные походные туроператоры (я пересмотрел десятки списков вещей), в большинстве своем, — это, как будто в век электромобилей и айфонов, ездишь по мегаполису на лошади, в лаптях и зажигаешь костёр, чтобы "послать СМС")). Да, есть ценители и такого, но в целом, всё ребята, времена костров прошли, удобнее написать в Телеграм.

И я понимаю, когда частное лицо экономит и покупает для себя снаряжение начального уровня.

Но если вы профессионально организовываете походы, это ваш бизнес и репутация, то как-то уже бессовестно такое выдавать клиентам (или не выдавать вовсе, перекладывая ответственность на клиента).

Пора забыть о 20-ти килограмовых рюкзаках и замерзании на сплавах, даже 10 килограмм в походе — это много, даже снег и осень — не повод мерзнуть во время путешествия по реке (если интересно, то могу рассказать как уже можно делать походы, уверен, что пройдете все стадии — отрицание, злость, торг, депрессия и принятие))). 

Цены

В силу экономических причин, сложилось впечатление, что всем покупателям надо максимально дёшево. На самом деле не совсем так, просто когда всё одинаково, то действительно, зачем платить больше. Туризм же — это трата денег на себя, на удовольствие, на развлечение. И брать самое дёшевое — прямой путь к разочарованию. Да, желание не переплачивать — естественно. Но иногда стоит попробовать наоборот, купить самое лучшее. Или мотоцикл).
Да, нерационально. Но зато сколько удовольствия))))


Что изменилось по ценам? Глобально ничего — цены стабильно растут и будут расти.

На Алтае, по-прежнему, дорого для регионов и нормально для столиц. А цены (за исключением разве что некоторых массовых автобусных туров) — экономически обоснованы и другими наврядли будут.

Можно сколько угодно говорить " а вот в Европе я за эти деньги...", пока не начнете делать тут бизнес. Могу сказать, что многие цены еще и низкие. И в той же Европе, при сходных вводных, тоже самое стоило бы еще и дороже.

А на Алтае пока не все умеют считать экономику бизнеса в долгую, экономят на зарплатах, качестве и налогах (просто не платят их). Если делать правильно, хорошо, надолго и по-рыночному, то цены вырастут еще. Или не вырастут, но станет "850 грамм йогурта вместо литра", что уже мы и наблюдаем (про это расскажу в следующем письме). 

Самостоятельные путешествия

По Телецкому озеру ходит паром и автопутешественники его ждут на мысе Кырсай (бывает, что и подолгу). Мы сами ни разу его не использовали в турах — слишком неудобный график для нас (надо дополнительные дни) и слишком долго идёт по озеру. Но такая возможность есть.

Про самостоятельные путешествия уже есть лонгрид с примерами. В связи с наплывом туристов, кто "просто купил билет" и хочет посмотреть самостоятельно Алтай, актуальность самостоятельных путешествий выросла. Но вот загвоздка — Алтай, по-прежнему, почти никак не приспособлен к ним).

Я даже не знаю менее подходящий для этого туристический регион — общественный транспорт не развит, блаблакар полумёртвый, связь толком не работает в горах (и если позвонить еще можно, то приложения уже тупят). Это я про самые доступные места, а если говорить о походах в горах, то всё еще печальнее.

Невозможно даже толком написать гайд по самостоятельным путешествиям — ничего нельзя гарантировать, такие путешествия даже не спланировать толком, сплошное страдание и потеря времени, если честно. Не всё так плохо, ездить можно. Но надо быть устойчивым к стрессу).

А самое главное, если между точками даже нашли транспорт (маршрутка или самолет, сейчас летают в Усть-Коксу или Кош-Агач), то весь цимес Алтая как раз в путешествии не по воздуху — это ведь как одна большая неспешная экскурсия. И если просто перенестись из А в Б, то упускается куча всего интересного.

Остаётся вариант с прокатной машиной. 

Особенности проката автомобилей на Алтае

Дороги, к которым мы привыкли, непривычны городским водителям. Они (дороги) нормальные, просто нужен какой-то минимальный навык вождения по ним

Мы писали про это, если собираетесь брать машину в прокат, обязательно прочитайте.

Вкратце — ничего не поменялось, только закрылись некоторые добротные прокаты (плюнули, с такой рентабельностью и проблемами, мука, а не бизнес).

В целом, в пик сезона, на прокат особо не стоит рассчитывать. Машин мало, цены удивят, машины не первой свежести, в сезон непонятно с наличием.

Плохие дороги, их незакольцованность, отсутствие автосервисов делает путешествие на прокатной машине немного лотереей в которой нельзя выиграть — высока вероятность проиграть, может разве что пронести.

Состояние прокатных машин — иногда просто опасно ездить по горам. Надо всё проверять, могут быть неисправны тормоза, оторвана подвеска, перегрет двигатель. Даже если владелец будет про это знать, то часто ему негде и некогда ремонтировать, сезон ведь. Нужно понимать, что в Республике Алтай нет ни одного автодилера и автосервиса к нему (кажется был один неофициальный с тракторами и УАЗиками), соответственно, ближайший ремонт новых современных машин —в 250 километрах в крупном городе, запчасти тоже на заказ.

Машины брать можно, особенно если только по асфальту прокатиться или есть опыт езды по плохим дорогам и горам. Но нужно понимать, что это не по ОАЭ кататься и, в случае проблем, которые на плохих дорогах случаются чаще, решать их не очень просто. 

Безопасность

Не устану повторять, что организатор тура (фирма или сам самостоятельный турист), должны задавать себе вопросы "что если?". Думать, как сообщать о беде. И как они, и за чей счет, будут эвакуировать пострадавшего откуда-нибудь с тайги. Тур может быть бесконечно безопасным "по плану", но ведь и на ровном месте человеку может стать плохо


Про безопасность много писали. Тут ничего особо не поменялось — Алтай безопасен если едете в простой автобусный тур по асфальту и надо быть предельно внимательным, если собираетесь в горы. Как правило, безопасность в горах — довольно дорогой, но невидимый (пока всё хорошо), процесс.

Поэтому им многие пренебрегают. А этого, если свою жизнь и здоровье не на помойке нашли, не стоит делать — авось может дорого обойтись.

И, увы, регулярно, обходится — ежегодно смерти, травмы, брошенные туристы, сорванные спины, застуженные почки.

Безопасность — это ведь не только про жизнь, смерть, травмы, вызов МЧС или эвакуацию, это еще и про физическое и моральное здоровье, избегание перегрузок и отложенных последствий.

Берегите и любите себя и свой организм, не надрывайтесь, холите себя, лелейте себя, балуйте себя. Вам с собой еще долго жить.

Я прям уверен, что не стоит экономить 1000 рублей, чтобы потратить потом на, порой безрезультатное, лечение в 100 раз больше.

И уверен, что не осталось никаких разумных причин или отговорок, чтобы подвергать свою жизнь в походах такому риску, но при этом не оставлять шансов даже на попытку спасения (например, не брать спутниковую связь — это вообще за гранью понимания).

То, как пренебрегают базовой безопасностью даже в коммерческих турах в 2021 году, не выдерживает никакой критики — уже всё можно делать лучше, главное захотеть. У меня порой даже слов нет, наверное уже никогда не пойму, зачем так надеяться на авось и что заставляет так поступать, когда вот же, уже можно делать нормально и намного лучше (организаторы, читающие эту статью, это ведь к вам вопрос — ну испанский стыд же, надеяться, к примеру, на какую-то рудиментарную регистрацию в МЧС, купите на крайний случай хотя бы старенький SPOT на Авито себе). 


  1. Алтайская система "всё включено": не мыть, не кормить, нагружать
  2. Что изменилось на Алтае к 2021 году
  3. Самостоятельные путешествия по Алтаю с примерами

От автора

(обычно в этом блоке слово редактора)

Как и обычно (а статьи не исключение), мы больше рассказываем историю не про конкретные факты, а про принципы (ну, иногда, с примерами).

Идея в том, что совокупность честных рассказов лучше для всех — мы рассказываем что сами знаем, но считаем, что читатель способен сам решить, что ему лучше подходит.

Люди разные, потребности и возможности у них разные, а мы — лишь одно из спектра мнений. Истина где-то посередине.

Но в некоторых вопросах конечно, мы можем быть и категоричны.

К примеру, нам недавно сказали, что мол, вот у вас-то конечно цены высокие, вы можете себе позволить всю эту безопасность бестолковую(!) делать и спальники по 50 т.р. покупать)).

Но, на самом деле, всё с точностью наоборот и дело вообще не в ценах.

Во-первых, туры-то может и дорогие, но и расходы в них такие, что рентабельность недорогих палаточных и автобусных туров нам только снится (мы эту экономику знаем, так как раньше их проводили, и, честно скажу —  даже не питайте иллюзий, в недорогих турах «наценка» на клиента выше в несколько раз, а вложений и расходов меньше, хоть никто не верит обычно)).

Дорогие продукты — это же вообще не про быструю окупаемость и высокую рентабельность.

Там, где дешевые массовые туры уходят в космический прибыльный отрыв, у дорогого немассового тура только-только начинает формироваться клиентская база, а прибыль еще в мечтах.

Во-вторых, именно на массовых турах, где просто в силу статистики и более сложного процесса притирки в большей группе (а во время притирки, статистически, вероятность ЧП возрастает), нужно не жаться на безопасность, на хорошее снаряжение, на хорошую связь и дополнительных гидов. Рентабельность позволяет, мы точно знаем.

И в этом вопросе да, мы категоричны — какие бы туры или продукты ты не делал, нельзя вредить людям с целью экономии. Даже, если в качестве оправдания — низкая цена.

Собираетесь на Алтай впервые?

Специальная рассылка для тех, кто собирается на Алтай в первый раз. Без рекламы.

Помогаем разобраться как не попасть впросак. Рассказываем об уловках туроператоров, скрытых расходах, безопасности.
Выходит 10 лет и уже сэкономила деньги и время тысячам людей.