Обновление 2022 года: с появлением недорогих авиарейсов, на Алтай хлынул поток самостоятельных туристов, не готовых к суровой реальности. Просто понимайте, что Алтай — пока не самый удобный регион для самостоятельных путешествий, закладывайте запасные варианты, запасные дни, деньги и не относитесь легкомысленно.
Ниже представлены готовые варианты самостоятельных поездок.
Разбираем варианты самостоятельных и одиночных путешествий по Алтаю
Как плановые, так и на случай, если вдруг отменили тур. С примерами.
В рассылке у нас был опрос про то, какой вариант описать про неделю отдыха, если у вас вдруг отменили тур или вы просто оказались на Алтае в одиночку. С большим отрывом в опросе победил «гибридный» вариант, в котором всего помаленьку, без надрыва и экстрима.
Что ж. Я согласен, что такой вариант вполне интересный. Не максимум впечатлений конечно, но чтобы хорошо провести время вполне подойдет.
Минусы и плюсы других вариантов
1. Перекладной (без аренды авто, на автобусах и попутках)
Минусы: очень тяжелый и такой, даже немного экстремальный, вариант. Честно, Алтай совсем не приспособлен для путешествий без машины, особенно по самым интересным местам — общественный транспорт практически отсутствует. Зимой не ходит, летом если и ходит, то переполнен, график неудобный и нестабильный. Единственная Газель, едущая туда, куда вам надо, может просто не остановиться и всё, ночуйте у дороги. Я сам так ездил — надо быть сильным и устойчивым к трудностям). И не дешевый, разве что на Блаблакар ездить. Не во все места так можно съездить. Если у вас сумка больше, чем маленькая ручная кладь — замучаетесь.
Плюсы: охват, сильные эмоции, квест и преодоление, неожиданности, ну и экономия.
2. Автомобильный (про особенности авто в аренду на Алтае )
Минусы: дороговизна и ответственность за машину, которая на наших дорогах сильно страдает, некоторая скучность и асоциализация, поиски жилья (толком ничего ж не забронировать), машину тоже надо заранее бронировать. В холодное время без хороших навыков вождения я бы не поехал — дороги непростые.
Плюсы: большой географический охват (но если брать не кроссовер, то конечно ограничен и машина убивается, можно попасть на деньги), свобода передвижения, физически легкий и комфортный.
3. Отдыхательный
Минусы: ну скучновато разве что), Алтай особо не посмотреть, максимум выезды по окрестностям.
Плюсы: спокойно, без напрягов, относительно недорого.
Гибридный вариант
Давайте попробуем спланировать вам неделю так, чтобы вы провели ее интересно, посмотрели побольше, но и не задолбались до апатии, как в перекладном варианте. Возьмем разгар летнего сезона, когда все экскурсии работают, потому что в несезон всё замирает и придется просто сидеть на турбазе (даже писать не о чем).
День 1. Прилет и Горно-Алтайск
Итак. Вы прилетаете в аэропорт Горно-Алтайска или приезжаете на автовокзал.
Рекомендую сразу перекусить, потому что при отелях, в основно, кушать нечего. Например, нашим туристам нравится блинная Сковородовна — шикарные блины и вкусный кофе.
Заселяйтесь в городскую гостиницу (не важно в какую), сходите в душ и двигаем гулять.
Тут обозначу точками:
- Подняться на гору Тугая ближе к вечеру. Вид и панорама города.
- Прогуляться по городу.
- Взять велосипед в прокате (от 500 руб) и прокатиться (маршрут «Эд» )
- Сходить в главный Музей (от 250 руб)
- Попробовать национальную сибирскую кухню в Эльгране (от 300 руб)
Зайти на автовокзал и взять билет до Артыбаша на следующий день.
День 2. Айда на Телецкое озеро
Собираем вещи и идем на автовокзал. Садимся на автобус до Артыбаша.
На Телецком озере заселяемся на турбазу на две ночи, оставляем вещи и идем гулять. Перекусываем (только не рекомендую кафе «Евсеич», как бы ни хотелось есть).
Сегодня можно сделать сухопутный день. Возможные точки:
- прокатиться на квадроцикле (от 2000 руб)
- прокатиться на лошади (от 500 руб)
- подняться на подъемнике на ГЛК Артыбаш (от 200 руб)
- сходить к водопадам Третьей речки (классно, но сложновато)
- погулять и покайфовать на озере. Даже искупаться. Пожгите костерок вечером, посмотрите закат.
- купить озерной рыбы и пожарить.
День 3. Водный день
Будет теплоход — садитесь (от 1500 руб), не будет — попробуйте скооперироваться с кем-нибудь на катер. Смотрите график работы теплохода, поездку на Телецкое можно под него подстроить.
Теплоход ходит не всегда и заезжает только на один водопад — Корбу. Но зато это кусочек истории. А катера быстрее, проезжают больше и нанять можно в любой день. На одного не наймешь — дороговато, но вскладчину выйдет примерно как теплоход.
День 4. Переезд в Чемал
С утра садитесь на автобус и едете в Горно-Алтайск.
Можно заночевать в Горно-Алтайске, но я бы рекомендовал сразу пересесть на автобус до Чемала.
Не важно как, но вы должны оказаться в Чемале к утру пятого дня, а лучше уже этим вечером.
На пересадке съешьте на автовокзале мороженое сногсшибательной вкусноты, которое продается с 90-х годов. Такое невзрачное окошко, нужно заходить с перрона.
День 5. Мекка алтайского туризма — Чемал
Сделаем паузу. Подышим целебным чемальским воздухом. Погуляем, полюбуемся.
Точек не много — прогулка по Чемалу по всем достопримечательностям, Чемальская ГЭС, Козья Тропа, остров Патмос. Можно съездит на сплав или другую недлинную экскурсию, рекомендую съездить в Чеч-Кыш. И отдыхаем перед следующим днем.
День 6. Экскурсия на Каракольские озера (от 1000 руб)
Покупается в Чемале у местных. Стартует рано, приезжает поздно. Возьмите с собой перекус.
Попробуйте пирожки на точке старта пешей части. Выпейте чаю на озерах. Устанете, но все равно кайф, красота на озерах просто невероятная. Как проходит экскурсия есть в фотках вот тут (там суровый транспорт)
День 7. Выдвигаемся в Горно-Алтайск
Но по пути сделаем несколько остановок. Рекомендую:
- остановка на Бирюзовой Катуни: сплав (от 600 руб), пещеры (100 руб), погреться на озере (150 руб).
- а еще на Бирюзовой отличная пасека с классной экскурсией
- дальше в Горно-Алтайск, но можно по пути заехать на Айское озеро. Можно там заночевать, сходить на дискотеку, а утром уехать на такси в аэропорт (25 километров), а можно сразу с Бирюзовой Катуни уехать в Горно-Алтайск и заночевать поближе к аэропорту.
Финал
Утром 8-го дня выезжаете в аэропорт. На этом неделя путешествия в одиночку заканчивается. Не совсем простое, но и не сильно сложное. Не дешевое, но и не дорогое. Стоимость не стал считать, сильно зависит от многих факторов, цены постоянно растут, гарантировать ничего нельзя (ну и от ваших запросов и способностей). Вилка, я думаю — 25-70 тысяч рублей.
Кейс самостоятельного путешествия по супергибридному варианту
А вот и настоящий пример — подписчица прислала свой вариант самостоятельного путешествия по Алтаю в 2017 году. Это кейс, в котором хорошо использованы возможности Алтая, а в фотографиях показан реальный быт.
С разрешения автора публикую письмо и добавлю свои комментарии, которые будут выглядеть так.
Итак, приступим. Дальше текст и фото Екатерины — автора письма.
Почти год получаю от Вас рассылку, с тех самых пор, как мы с мужем решили поехать в отпуск на Алтай.
В последних письмах Вы затронули тему самостоятельных или гибридных поездок, и я решила поделиться нашим маршрутом. Может быть Вам будет интересно.
Наша поездка длилась две недели — с конца июля по начало августа 2017 года.
Подобным образом несколько лет назад мы уже путешествовали по Уралу, получилось очень здорово, и некоторый опыт составления маршрута у меня имелся. Хотелось по структуре повторить нечто подобное.
Обычно составление маршрута требует усилий и времени. Но, как показывает практика, ничего сложного в этом нет, просто нужно время и желание. И, конечно, в этом есть определенное удовольствие, ведь подготовка — это уже как путешествие, только виртуальное, многое проживается заранее.
Мы живем в Москве. Добираться планировали самолетом и брать в аренду машину.
У нас была возможность использовать мили Аэрофлота. В Горно-Алтайск Аэрофлот не летает, поэтому было решено прилетать в Барнаул. Если бы миль не было — однозначно летели бы до Новосибирска: дешевле, выбор вариантов больше, выбор авто на прокат больше, а ехать всего на 2 часа подольше, чем из Барнаула, по хорошей дороге.
Новосибирск — крупный транспортный хаб, туда летает рейсов в разы больше и цены ниже. Но! Дорогу с Новосибирска и сам Новосибирск не стоит недооценивать. Дорога загруженная, узкая и только из аэропорта Новосибирска и из города выезжаем по 1-2 часа, а если пробки, то и больше. До Горно-Алтайска от аэропорта ~500 км, но едем мы, даже ночью без пробок и остановок, не меньше 6-7 часов, а летом днем можно убить целый день, дорога выматывает. Сам Новосибирск в плане транспорта ужасен — пробки, весь трафик через город (нет объездной). По опыту так: прилететь в Барнаул, быстро сесть на машину и уехать — до Горно-Алтайска = 4 часа. Тоже самое в Новосибирск — 8 часов минимум.
Забронировав билеты, стали искать прокат автомобилей. Сразу же столкнулись с тем, что в Барнауле международных известных сетей нет, а есть только небольшой выбор местных вариантов проката. Из них часть вообще не ответила на запросы, какая-то фирма сказала обращаться за неделю до приезда. Нам же хотелось определенности пораньше. В итоге остановились на фирме «Каретный двор». Машина — Рено Сандеро.
Забегая вперед скажу, что машину нам дали вовремя, как договаривались. Но она оказалась сильно потрепанная жизнью, внутри неприятно пахло, и по пути выяснилось, что не работал кондиционер. На обратном пути, за 80 км от Барнаула у нас полетел аккумулятор, и мы встали на трассе. Благо вылет был на следующий день и страшно даже подумать, чтобы было, если бы это произошло где-нибудь в Усть-Коксе… Друзья, которые поехали в похожую поездку в сентябре, воспользовались фирмой «ГрантАвто», у них все было хорошо.
Да, с прокатами так (об особенностях проката автомобилей на Алтае). Сетей нет, потому что не окупается из-за короткого сезона. А в частных прокатах надо смотреть отзывы, потому что машины обычно берут не новые (у частного бизнеса нет возможности лизинг отбивать при такой сезонности, берут в собственность) и читать как следят за авто.
Второй момент. В частных фирмах автопарк маленький. Зимой он простаивает, а летом пашет без продыху, от этого в середине лета уже у всех машины подуставшие.
Затем я стала заниматься разработкой маршрута.
Исходные пожелания к самим себе были следующие:
- посетить как можно больше красивых и интересных мест. Предпочтение природным достопримечательностям, нежели музеям или петроглифам.
- ночевка в комфортных условиях с санузлом в номере, с бюджетом до 3тыс.руб./ночь.
- Так же хотелось вписаться дня на три в какой-нибудь тур, возможно с палатками, чтобы посмотреть что-то более труднодоступное.
Начала я с поиска трехдневного тура, чтобы остальной маршрут составлять исходя из него. Но маршрутов на 3 дня, к сожалению, я не нашла 🙁 (Может не там искала?) на три дня были только сплавы, но мы так не хотели. Все остальные походы от 5-7 дней.
Единственное, что нашла — это тур на 3 дня к Каракольским озерам с проживанием в турбазе на 5-м озере и радиальным выходом во 2-й день. Решили выбрать его, забронировали без проблем, в фирме «Алтай-Вояж». Как я поняла, база принадлежит этой фирме, поэтому заказывали тур именно у них.
Да, короткие туры редкость. Причина — нет смысла, так как всё далеко и не хватает времени, день минимум на дорогу туда, день на дорогу обратно, Алтай большой. А вот на Каракольские да, это самые ближние высокогорные озера и отличный вариант для короткого похода.
Еще, как вариант, можно из Усть-Коксы съездить на гору Байда и посмотреть на Белуху (но это скорее дневная вылазка, аналогичная вылазке на Мультинские).
Дальше я стала по форумам и сайтам искать основные достопримечательности, чтобы можно было добраться на машине или с однодневной экскурсией.
На начало поисков, основные опасения были связаны со следующими моментами, которые я вынесла, в том числе и из Ваших рассылок:
- Что на такой машине кроме Чуйского тракта никуда не доехать
- Что за перевалами очень плохо с проживанием, ничего приличного не найти, а если и найдешь, то не факт, что по приезду тебя не «прокатят».
- Что за перевалами ОЧЕНЬ трудно с заправками и питанием
- Много прочитала историй , что составили маршрут, а на деле оказалось все не выполнимо, вся программа поехала.
На деле получилось следующее: маршрут получился очень насыщенный, но вполне выполнимый. Везде по 2 ночевки. День едешь , день радиальный выезд. Машину водит только муж, если бы могли меняться было бы еще лучше!
Ориентировались по расстоянию и времени в Яндекс-картах, в принципе, все так и получалось. Изначальный маршрут подсмотрела у вас из «Большого алтайского этнотура» 🙂 . Практически всю информацию по достопримечательностям и проживанию брала с сайта Туристка.ру. Там сделана чудесная удобная карта.
Конечно, кое-что из маршрута «поехало», но не сильно, и это скорее из-за того, что было очень жарко, и мы долго искали, где искупаться. Пруд в «Бирюзовой Катуни» за бешеные деньги нам не понравился, и мы отправились к Семинским ванночкам.
Рядом с Бирюзовой Катунью есть еще озеро Манжерок. Ну а в целом в радиусе 50 км еще много озер, как платных, так и бесплатных (но клевых, например озера в селе Подгорное). Катунские ванночки — хороший выбор. Весной Катунь поднимается и затопляет их. А потом, когда вода спадает, вот они, чистые и без мусора.
После составления маршрута начала бронировать проживание, где-то за 2 месяца. Начала с самых удаленных мест. К моему удивлению, и в Усть-Коксе, и за перевалами по Чуйскому тракту нашла несколько удовлетворяющих меня вариантов, так что еще и выбирала. Сложнее было в Чемале выбрать за эти деньги. Часть вариантов была представлена на Букинге. Но я для подстраховки абсолютно со всеми созванивалась. А дальше вела переписку по мейлу, с обязательным письменным подтверждением бронирования и предоплаты. Все места оказались такими, как мы представляли, нигде не было проблем ни с бронированием, ни с заселением, все четко. Везде были очень доброжелательные хозяева или работники турбаз, готовые помочь всем, чем смогут. Конечно, были и свои мелкие недочеты (например, где-то не было штор на огромном панорамном окне, где-то плесень в ванной, где-то в гости приходили большие пауки 🙂 Мы не ждали чего-то сверхестественного от проживания, к тому же проводили там только ночь, поэтому в целом нам везде понравилось! Все домики достаточно новые, вкусно пахло деревом и видно было, что люди старались их обустроить.
Приведу маршрут, который получился по факту, он очень похож на запланированный (цены на двоих):
1 день — прилет в Барнаул утром, прокат авто в аэропорту (29200р на 12 дней). Переезд в п.Иогач (оз.Телецкое) (410км, 7 часов). Ночевка в п. Иогач , турбаза Манул-Кел (1350руб/ночь).
2 день — поездка до южного берега Телецкого озера (заранее оговорили возможность экскурсии на катере, на этой базе они организуют экскурсионное обслуживание). Ночевка там же.
3 день — переезд в Чемал( 250км, 6 часов). По пути заезжали к Манжерокским порогам, в «Бирюзовую Катунь», там погуляли. В пещеры не пошли, мало времени было. Затем заехали к Семинским ванночкам. К вечеру добрались до Чемала. Ночевка в Чемале, база отдыха «Серебряные родники» (2500руб/сут). Выбрали эту базу в том числе и потому, что от нее близко пройти пешком до места отправления машин «Алтай-Вояжа» к озерам.
4,5,6 день — тур «Алтайское ожерелье» к Каракольским озерам.(11 100 руб./3 дня) В целом, не жалеем, что вписались туда, впечатлений масса, но организация сильно хромает. Во-первых, за один день туда-обратно, мне кажется, очень тяжело, во всяком случае в таком формате, что часть маршрута до базы (7км в одну сторону) предполагалась идти пешком. Правда по пути у нас сломалась машина (КАМАЗ), и мы потеряли 2 часа времени, поэтому на пешей части подъема нас очень сильно гнали.
Почти все выбрали дальнейший подъем на машине, и наверное, правильно сделали.
Подъем пешком на озера непрост. Но думаю его стоит один раз пройти, все-таки красиво там.
Благо, мы после озер не спускались вниз, а пошли отдыхать. Домики ужасные, хоть мы и жили в самом лучшем. Видимо, пользуются, что у них единственная база.
Электричества нет, но свет на несколько часов можно включить на 1-м этаже домика, когда работает генератор для бани.
Для такой местности домики строят исходя из «лучше чем в палатке и ладно»), конкуренции там действительно нет и это конечно на сервис плохо влияет.
Во второй день нам хотели урезать экскурсию из-за того, что мы не успеем на обед!!, но мы отстояли. Чуть не лишились одного из самых красивых мест. Мы поднялись на перевал Багаташ, откуда видно 4 первых озера, посетили долину духов и по необыкновенно живописной дороге дошли до «Замков Горных Духов».
Единственное, что было очень здорово — это походная кухня с разнообразным трехразовым питанием, было очень вкусно!
Ночевка на 6 день — Чемал, «Серебряные родники» (2500руб/сут). Машину оставляли у них на территории.
7 день — о.Патмос, Чемальская ГЭС, козья тропа. Успели на остров до очередей.
Переезд в с.Акташ (330км, 5,5 часов). По пути остановки на перевалах, слиянии Чуи и Катуни, Ильгуменский порог. Ночевка — с.Акташ, туркомплекс «Расул» (2300руб/сут).
8 день — (350км) поездка к Кату-Ярык. Вот сюда мы заранее не знали как будем добираться, потому что так и не смогли понять, сможем туда добраться на своей машине или нет. Хотели с кем-то договориться, чтоб нас отвезли, но встретили хозяина турбазы, он сказал, что мы сами туда доедем. Ехали долго, дорога утомительная, но того стоит! Вниз, естественно, не спускались, и не планировали.
Во второй половине дня поехали к Марсианском полям, были там уже на закате. Ночевка — на той же турбазе.
Путешествие в сторону Кату-Ярыка — это всегда немного авантюра, потому что рисков много. Даже самый банальный — прокол больше одного колеса за раз. Запаска-то одна, а шиномонтажа там нет, всё, встали. Обычно едут на спущенном колеса до ремонта и потом колесо на выброс. Но, конечно, места там фантастические. В целом всё проезжаемо, особенно если сухо. И, обычно, все проходит гладко.
9 день — съездили к Гейзерному озеру (не успели накануне).
Переезд в Усть-Коксу. (400км, 7 часов). По пути заехали в заповедник «Калбак-Таш». Попали на экскурсию. Останавливались у Оленного камня. Ну и множество остановок по пути для фото. Из-за плохой дороги ехали медленно, но она настолько живописная, что нас это не угнетало.
На следующий день планировали подъем к Мультинским озерам на 1 день. Выбирала между турбазами Мульты и Усть-Коксы, в результате очень правильно сделали, что выбрали Усть-Коксу, потому что ехать туда и обратно все-таки на 20 км ближе, а туры на Мультинские оттуда тоже есть. В итоге, выбрали Центр активного отдыха «Колобок». С ними же заранее договорились о подъеме на след. день к озерам. Ночевка — ЦАО «Колобок», (2000руб/сут.)
10 день — поездка на Мультинские озера. Ночевка — на той же турбазе.
11 день — на этот день мы ничего не планировали заранее, и не бронировали проживание. Чтобы не было жесткой привязки к месту ночевки, и была возможность посетить, что не успели или просто съездить, куда захочется. Но в итоге поняли, что особо никуда не успеем, потому что на следующий день к вечеру надо быть уже в Барнауле. Даже не поехали в Мульту в музеи Рериха и старообрядцев. Сразу не спеша отправились в сторону нижнего Алтая, с остановками, пикником и подъемом в Усть-Канскую пещеру. (350км)
По пути забронировали гостиницу в Манжероке. Ночевка — Манжерок, гостевой дом «Кругосвет» (3000руб/сут).
12 день — искупались в озере Манжерок, решили съездить на пасеку в «Бирюзовая Катунь» и не пожалели! Затем еще раз заехали на пикничок к Манжерокским порогам и отправились в сторону Барнаула. (290км) По пути заехали в д. Сростки, поднялись к памятнику Шукшина. В Бийске посетили музей Чуйского тракта.
К вечеру с приключениями из-за сломанной машины добрались до Барнаула. Ночевка — гостиница «Мальта — 2» (1600руб/сут). Вечером же вернули машину (они же нас и эвакуировали).
13 день — на такси до аэропорта, утренний вылет в Москву.
Про питание: с собой взяли много сублимированных обедов и овсяных каш на утро. Остальное докупили на месте. Завтракали везде сами. Если была возможность пообедать или поужинать в кафе — пользовались. Но чаще всего приезжали на место, когда уже все закрыто, поэтому все запасы очень пригодились. В Чемале понравилось кафе «Ван», в Усть-Коксе питались на самой турбазе, они были готовы накормить даже поздним вечером!
Таким образом, проживание, тур на 3 дня и аренда машины обошлись примерное в 60т.р. Бензин — около 10 т.р. (проехали 2400км)
Экскурсии по Телецкому озеру и на Мультинские озера (на двоих) — около 10 т.р.
Учитывая почти бесплатный перелет (ребята летели за накопленные бонусные мили), у нас получился недорогой насыщенный, интереснейший отпуск с морем незабываемых впечатлений!
Спасибо Вам за рассылки, они пригодились и были полезны. А сейчас мне просто приятно их читать, воспоминаниями возвращаясь в это чудесное место. К тому же, что-то мне подсказывает, что мы туда обязательно когда-нибудь вернемся, еще много чего мы не увидели и не попробовали!
Мне кажется такой вариант путешествия вполне отличный, много посмотрели, с проживанием в нормальных номерах, на 1 человека получилось ~50 000 рублей без перелета, с питанием и сувенирами(в 2021 году будет раза в 1.5 дороже).
Если ехать одному в такое путешествие, то будет конечно дороже. А вот если компание из 3-4 человек, то на одного человека будет значительно дешевле.
От автора
Я пробовал путешествовать по разному. Ездил самостоятельно. И читая Википедию на ходу, и с местными экскурсоводами. На автобусах, на машине, пешком, даже на мопеде). Из моей практики — путешестовать самостоятельно интересно и классно. Но случаи, когда я был с гидом, они неизгладимое впечатление оставляли. Живой человек, тыкающий пальцем в детали, рассказывающий подноготную, причины, скрытое, обращающий мое внимание на интересное — это лучшие и яркие дни моих путешествий.
Не всегда обязательно покупать тур для этого. Можно использовать соцсети, частных гидов, каучсерфинг. Особенно если у вас есть интерес к чему-то специальному, например к стрит-арту или местам силы.
К самостоятельным путешествиям очень положительно отношусь, они интересные, экономные, слегка авантюрные. Какие плюсы у таких путешествий? Цена, приватность, свобода. Какие минусы? Риски, ответственность, отсутствие рассказчика, затраты времени на подготовку. И нельзя сказать, что лучше, поехать в тур или поехать самостоятельно. Это просто два разных, но по своему классных формата (мы пробуем их объединить в один).