Максимально полные впечатления от Алтая
за один приезд
Контакты

Работаем с 5 до 18 мск. Сейчас 18:12 8 800 333-89-25

Звоните завтра или закажите звонок

Работаем с 5 до - 18 мск. Сейчас 18:12
В офисе никого нет. На Алтае уже 22:12 , а мы работаем с 9 до 22 (разница с Москвой — 4 часа). Закажите звонок или напишите — завтра мы с вами свяжемся.
Мессенджеры
Работаем с 5 - 18 мск. Сейчас 18:12.
Задайте вопрос или закажите звонок.

В офисе никого нет. На Алтае уже 22:12 , а мы работаем с 9 до 22 (разница с Москвой — 4 часа). Закажите звонок или напишите — завтра мы с вами свяжемся.
Мессенджеры

Кату-Ярык

Автор: Сырыщин Дмитрий
Кату-Ярык

Говорят, что всё, до чего могут «дотянуться» люди, быстро приходит в негодность. С перевалом Кату-Ярык всё было с точностью до наоборот, именно люди его создали, и, по сути, без огромной работы людей перевала бы и не существовало. Так бы и оставалась горная конная тропа, которой пользовались веками, чтобы добраться в Чулышманскую долину, да лодочная «тропа» с оконечности Телецкого озера.

Что собой представляет перевал Кату-Ярык

«О, мы были на Кату-Ярык.… О, это нечто…. Вы ещё там не бывали? Ведь среди перевалов Алтая Кату-Ярык самый особенный…» - такие отзывы часто можно услышать от тех, кто проехал эту часть Улаганского нагорья. Если рассуждать с геологической точки зрения, то Кату-Ярык нельзя назвать перевалом в классическом понимании слова. Дорога ничего «не переваливает», она просто соединяет долину реки Чулышман с «большой землей», делая ранее закрытую от туристов территорию более доступной.

А если ещё точнее, то перевал Кату-Ярык на Алтае дело рук человеческих, а не создание природных сил. Очень хорош и правдив перевод названия дороги — «трещина в горе, теснина» (с тюркского), название удачное, полностью передающее ощущения от поездки по узкой, осыпающейся каменистой дороге при подъёме или спуске. Дорога не столько поднимается на вершину, сколько петляет по склону, «мелкими шажками» влезая на смотровую площадку, а затем «слезая» с горы в долину. Совершенно не чувствуется подъёма, его как бы и нет, повороты, «тропа» для автомашин и людей, ограниченная провалом в пустоту с одной стороны и скальным срезом с другой. Но это единственный «вход» в заповедные места, тайные и так долго скрываемые Горным Алтаем, поэтому едут туристы и едут по каменной щебёнке, чтобы увидеть своими глазами неброскую красоту Чулышманской долины.

Чулышман.JPG

К тому же, другой дороги все равно нет. Телецкое озеро зажато горами с обеих сторон, и попасть с северной стороны на южную можно только по перевалу Кату-Ярык или паромной переправой. Так что, перевал и не перевал вовсе, а 3,5-километровый спуск с поворотами, прижимами и обвалами, которые объехать невозможно. С момента постройки (прокатки) дороги бульдозерами в 1989 году и до 2011 года никаких работ по улучшению дорожного полотна не было, да и сложно представить асфальт на этом участке. Зато грунтовку хорошо почистили и раскатали так, что в некоторых местах можно со встречной машиной без проблем разъехаться, без остановки в «кармане».

Как добраться до «перевальной дороги»

Вам надо будет свернуть с Чуйского тракта сразу за селом Акташ — эту часть дороги в некоторых картах называют Улаганским трактом. Далее надо ехать до села Балыктуюль, и строго по указателю «на Балыкчу» свернуть направо. Дальше уже проще, ведь дорога будет только одна — она и есть перевал Кату-Ярык. Чуть более 30 километров по кружащей на Улаганском плато дороги, и перед вами смотровая площадка перевала. Даже без фото это вид надолго сохранится в вашей памяти: вправо продолжается автомобильный серпантин, а внизу — долина Чулышмана, причем вода в реке не синего, а цвета морской волны. Напротив видны скалистые обрывы горного массива, и огромный водопад, с неслышно падающей с километровой высоты водой. Водопад Кату-Ярык относится к самым интересным водопадам на Горном Алтае, его суммарная высота более 100 метров, и количество осадков почти не влияет на наполняемость водопада.

Чулышман водопад.JPG

Отсюда начинается территория Государственного биосферного заповедника Горного Алтая, он является самым крупным среди аналогичных заповедников. Если справа будут немного видны «петли» дороги, то слева - ущелье, которое идет в сторону Телецкого озера, куда и приведет в итоге дорога. Прямо под смотровой площадкой видны миниатюрные домики турбазы, которая выстроена более 10 лет назад. По-видимому, именно постройка турбазы и приход туристов в заповедный край сделали местных жителей более дружелюбными, хотя личные контакты до сих пор не приветствуются.

Перевал Кату-Ярык — это спуск

Да, да, не удивляйтесь, именно спуск в долину реки Чулышман и называется перевалом. Здесь реально сложно, и расслабляться нельзя ни на минуту. Если на смотровой площадке вы любовались видами окрестностей, то сделать то же самое во время спуска не получится, а если вы попытаетесь — ничего приятного вас не ждет. 9 поворотов не слишком узких, но и не автотрасса, а горная дорога. Множество мелких камней, часть которых легко «сдвигается» вместе с дорогой. Могут попасть валуны, особенно после сильного дождя, и тогда все будет зависеть от дорожной техники. Чем быстрее она придёт, тем меньше будет длиться ваш «плен».

chulishman 16 (1).JPG

Перепад высоты довольно значительный (около 800 метров) для 70-градусного склона горы, а средний уклон составляет почти 10 градусов. Напоследок перевал вас «порадует» шикарным спуском — прямым, но с таким уклоном, что кажется, автомобиль срывается с дороги в полёт. Проехать даже один раз по перевалу Кату-Ярык для некоторых туристов — это подвиг, а ездить постоянно могут, вероятно, только местные жители, которые и машину втащат на смотровую площадку, и обратно перетащат к Балыкче.

Что ещё можно посмотреть на перевале

Можно прогуляться по самому ущелью — вид не слабый, да и горы здесь особенные, по многим источникам их называют «плюшевыми» из-за обилия кустарника и зарослей низкого кедрача. К тому же, дорога до Телецкого озера практически прямая, а там и отдых, и турбазы, короче, цивилизация. Можно отдохнуть, развлечься, съездить к водопаду Корбу — тоже красивый водопад. В лагунах вода теплая, хотя само озеро холодное из-за подводных ключей. Зато вода всегда чистая, прозрачная, камушки на дне пересчитать можно. До озера от перевала всего 50 километров — это 10 минут на автомобиле, но дорога каменистая, не разгонишься.

Начало заповедника — это возможность в нем побывать, а это мало кому удается. Биосфера — это то, чем мы дышим, и здесь воздух чистейший, лечите свои легкие от городского смога, которые годами оседал в бронхах. Дышите во всю силу, насыщайте свои легкие и кровь кислородом, никакого другого лечения не понадобится — настроение улучшится само собой.

До урочища Аккорум, где «растут» каменные грибы Алтая, от перевала всего 22 километра, а зрелище уникальное, с каждым годом количество грибов все меньше. Если уж поехали на Кату-Ярык, не поленитесь проехать чуть дальше и взглянуть на каменные столбы, которые пока они ещё стоят.

Еще чуть дальше будет огромный водопад — Учар или большой Чульчинский, шикарное зрелище, да и сфотографировать будет не лишним. Впечатление от водопада сильное, тем более что вода бьёт в скальную породу, а не в берег.

Учар.JPG

Пока добираетесь до смотровой площадки, будете проезжать мимо Пазырыкских курганов (примерно в 4 километрах от села). Сами курганы видны с дороги, они громадны, расположены парами — их легко заметить.

Пожалуй, о перевале Кату-Ярык мы рассказали все — но есть множество сайтов, которые более подробно поведают об истории создания самой дороги. Нас же более интересовал современный аспект с точки зрения развития туризма.



Ещё интересное


В блоге мы пишем советы путешественникам, отвечаем на вопросы, рассказываем про Алтай.


Несколько советов
06.12.2017
  • 28
Автор: Кирьянов Алексей
Немного о национальной алтайской кухне
06.12.2017
  • 29
Автор: Кирьянов Алексей

Спросите — мы ответимВопрос-ответ


Рассказываем о тонкостях путешествий по Алтаю

Каждую неделю мы пишем полезные и интересные заметки. Например, как подготовиться к пешему походу или что посмотреть на границе с Монголией.

В первом же письме вам придёт мини-книжка, в которой мы рассказываем главное, что должен знать любой планирующий поездку на Алтай. Коротко, но ёмко. К прочтению обязательно.

Планируете вы путешествие сейчас или просто думаете «а почему бы и нет?» — интересно будет в любом случае, обещаем.

Контакты
В офисе никого нет. На Алтае уже 22:12 , а мы работаем с 9 до 22 (разница с Москвой — 4 часа). Закажите звонок или напишите — завтра мы с вами свяжемся.
Мессенджеры