Расскажу как именно мы их и применяем в своей работе.
Сначала безопасность
Мы стараемся подходить к вопросу безопасности комплексно и начиная с самого-самого начала – с создания тура (еще до того, как он выставлен в продажу).Дальше уже, при организации и планирования заезда, основные шаги такие:
- Предупредительная безопасность – стараемся продумывать ваше путешествие так, чтобы риски были разумными, уровень нагрузки подходил участникам, а маршрут был с подходящим уровнем опасности (скажем, молодым и активным – поострее, 80-летнему гипертонику – лайт с возможностью быстрой эвакуации в случае чего). Сюда же входит планирование страховок, аптечек, снаряжение, персонала, способов связи, отходных путей. Предупредительная безопасность и подготовка – это самое главное и от этого зависит всё остальное.
- Обеспечение безопасности на маршруте так, чтобы ничего не случилось (надевать необходимое снаряжение, активная страховка при прохождении спецучастков).
- Быть готовыми к решению ситуаций (спутниковая связь с нужным тарифным планом, подходящие страховые полисы, контакты тех, кто может быстро прийти на помощь).
- Если что-то случилось, то стараться решить проблему максимально эффективно (организация операции спасения или помощи. И не только МЧС, а своими силами и силами ближайших к месту происшествия контактов).
Мы считаем, что нужно постараться сделать всё от нас зависящее чтобы ничего не случилось, но быть максимально готовыми к тому, что что-то может случиться.
Не задалбывать
Помимо самой безопасности, есть очень важное условие – организация безопасности не должна портить путешествие. Она должна быть ненавязчивой, бесшовной и комфортной. А желательно частью приключения или украшением. Важен баланс и здравый смысл. И поэтому так важно работать с безопасностью и продумывать её на этапе создания тура – начиная от уровня маршрута до удобного и симпатичного снаряжения. Если не продумывать её заранее, то усилий на маршруте понадобится много, а толку от них будет мало.Безопасность в #Авантюро
Напишу 10 пунктов-примеров.- Сложность и нагрузка маршрута подгоняется под туриста. Слишком опасное, на наш взгляд, исключается. Подбираются гиды и транспорт, опасные участки можно отменить, заменить, облегчить, если мы по ходу тура видим, что люди «не потянут».
- Готовим защитное снаряжение. К примеру, шлемы, гидрокостюмы, спасжилеты.
- Готовим расширенную аптечку, которая не только лечит, но и предотвращает. К примеру, там есть антисептик, крем от загара или противоклещевые спреи.
- Спутниковый телефон. И проверка точек входа и выхода по маршруту (к примеру, если группа не выходит на связь в назначенное время).
- Релевантные страховые полисы. Общая страховка туроператора. В сезон клещей – от клеща, на труднодоступном участке – полис с возможностью эвакуации вертолетом. Для иностранцев – страхование медрасходов.
- Регистрация в МЧС для наших групп не имеет смысла, так как туристы и гид постоянно на связи с офисом в течение тура. Делаем только для проектов с долгим выездом в зону без связи, хотя и в этом тоже нет особого смысла.
- Активная безопасность – к примеру, на дороге страхуем велосипедистов машиной, а на сложном сплаве страховочным экипажем.
- Если есть конный участок, то важно подбирать обученных спокойных лошадей.
- Комплекс мероприятий, чтобы не укусил клещ.
- Инструктажи по безопасности и обучение. Важно не соблюсти формальность, а сделать это так, чтобы турист понял, научился и контролировать во время прохождения.
Это как с пресловутым коронавирусом. Маска не помогает на 100%, соблюдение дистанции не помогает на 100%, ходить в магазин всё равно надо иногда. Но хоть каждая из мер и не помогает на 100%, но если надевать маску, соблюдать дистанцию и реже ходить в места скопления людей, то в комплексе эти меры вероятность заражения уменьшают.
Плохие подходы, которых мы стараемся избегать
- «Решать проблемы по мере их поступления». Это в корне неверно, подготовка очень важна. Если до тура не озаботиться вопросом безопасности, то решение проблем по мере поступления – неэффективно. Туры же не в городе, к примеру, нельзя сбегать в аптеку, если не взял аптечку, нельзя быстро купить хороший шлем или подходящий спасжилет. Решать проблемы при появлении надо, но лучше стараться и не доводить до них и нужно быть готовым к ним.
- Авось. Великий русский авось! Да, он и правда работает в большинстве случаев. Но хотите ли вы попасть в тот малый процент, когда с вами что-то случилось, а к этому никто не готов? Таких историй горы и реки знают немало и они, в основном, трагичные.
- Да я тут 100 раз плавал(ходил, ездил) без заморочек и норм. Это особый (и очень опасный) подход к безопасности. Излишняя самоуверенность, подкрепленная прошлым удачным опытом. Как правило, еще и сопровождается невысокой квалификацией, потому что, из-за нее, человек просто не в состоянии оценить опасность. Классическая «ошибка выжившего»)
- Экономия на безопасности. Безопасность – требует немалых сил и средств, это оборудование, время, расходы, дополнительные люди. Но это не та статья расходов, на которой стоит экономить.
Секрета нет
В хорошей организации безопасности нет какого-то особого секрета, всё давно известно, ничего принципиально нового не придумать.Секрет в том, что её просто надо делать и на нее нужны время и ресурсы. И в этом кроется главный подвох. Ведь в большинстве случаев «авось» работает и всё проходит гладко и, по сути, надо тратить силы, время и ресурсы на то, что никто не оценит и никому не пригодиться. Реально – можно кататься на чем угодно без шлемов, сплавляться без спасжилетов, ходить в горы даже одному, не пристегиваться в машине и лазить по скалам без страховки. И в большинстве случаев всё пройдет гладко и ничего не случится.
И поэтому ей так не любят заниматься.
Потратить время, деньги, силы на «просто так»? А ведь даже если всё сделано правильно, все равно нет 100% гарантии, что это поможет. Ну кому такое понравится? Проще и выгоднее вообще ничего не делать, а «решать проблемы по мере их поступления» и может иногда попадать впросак (пусть даже неся человеческие, финансовые и репутационные издержки).
Еще по теме:
- Безопасность на Алтае. Что нужно знать туристу.
- #Авантюро. Почему всё так непонятно?
- Посты о туре по тегу в Вконтакте, Фейсбуке или Инстаграме
От автора
Бывает что на сайтах пишут «от наших туров незабываемые впечатления»? И кажется, что это так классно, мол, впечатления на всю жизнь. Но, увы, пренебрежение безопасностью, раз за разом доказывает, что «незабываемые впечатления» бывают разными.
Как я сломал ногу в горах, меня долго вывозили и теперь на всю жизнь остался хромым? Как я чуть не утонул и теперь кричу по ночам от страха? Как я упал со скалы?
Мне кажется, что таких «незабываемых» впечатлений никому не надо – пусть они будут какими угодно незабываемыми, но чтоб безопасно).